Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » История музыкальных технологий, Обзоры и статьи

Arturia Solina V

Автор: Дата: 13/12/2014 – 23:00

Французская компания Arturia выпустила программный инструмент Solina V — имитацию классического стрингс-синтезатора ARP Solina, еще одну легенду 1970-х годов, которая в свое время «засветилась» в записях таких звезд, как Жан-Мишель Жарр, «Пинк Флойд», The Eagles, Tangerine Dream, Элтон Джон и многих других. Прежде чем рассказывать о новинке Arturia, поговорим об аппаратном синтезаторе ARP Solina String Ensemble, поскольку для многих музыкантов его звуковой характер является одним из краеугольных камней электронной и диско-музыки второй половины 70-х.

ARP Solina String Ensemble

Классический клавишный инструмент ARP Solina String Ensemble представлял собой «мультиоркестровую машину», на которой можно было играть звуками струнных (скрипки, альта, виолончели, контрабаса); кроме того, в Solina были тембры духовых (Trumpet и Horn). Тембры активировались с помощью индивидуальных кнопок, что позволяло создавать различные комбинации, т.е. «ансамбли». Звуки виолончели и контрабаса были монофоническими, ими можно было играть только в нижней части клавиатуры (20 клавиш из 49). Остальные тембры были полифоническими и распределялись по всей клавиатуре. По отдельности тембры звучали не слишком реалистично, именно поэтому из них собирался «ансамбль», добавлялся эффект хоруса — и тем самым получался классический звук Solina, который трудно перепутать с каким-либо другим инструментом.

Секция String Ensembe органа Eminent 310

Секция String Ensembe органа Eminent 310

Исторически Solina String Ensemble был разработан специалистами голландской компании Eminent как часть электрооргана и лишь в 1974 году стал выпускаться как самостоятельный инструмент. Компания ARP приобрела права на его конструкцию и стала выпускать Solina под своей маркой как ARP String Ensemble. Существовало четыре модификации: SE-I (монофонический инструмент с постоянно включенным эффектом «хорус»), SE-II (с возможностью выключения хоруса), SE-III (стереофонический) и SE-IV (с светодиодными индикаторами).

Стрингс-синтезатор имел полную полифонию, которая достигалась благодаря использованию метода «divide-down», характерного для электроорганов того времени. Эффект Chorus/Ensemble работал на основе трех линий задержки, которые создавали эффект сдвига фазы, тем самым звук становился более плотным и живым. В число регуляторов входили Crescendo (атака), Sustain Length (затухание), регуляторы громкости и глобальной настройки, имелись выходы Gate и Trigger. Solina String Ensemble выпускался с 1974 по 1981 год. Инструмент не имел LFO, фильтров и арпеджиатора, в отличие от модели ARP Solina String Synthesizer (очень редкий инструмент, который представлял собой комбинацию String Ensemble и ARP Explorer 1).

Рассказывает один из пользователей, оставивший свой отзыв на сайте www.sonicstate.com: «Я бы не сказал, что Solina звучит как настоящие струнные, но в любом случае с помощью этого инструмента всегда удается создать партию струнных инструментов в музыкальной аранжировке. Звук теплый и полон жизни — а это именно то, что требуется от струнных. У Solina есть уникальный, «космический» характер. Я всегда узнаю его в любой записи, это один из основных, классических элементов электронной музыки. Для меня он входит в пятерку главных инструментов — терменвокс, «хаммонд», синтезатор Moog, электропиано Fender Rhodes и Solina».

Демонстрация возможностей Solina String Ensemble:

Arturia Solina V

Программный синтезатор Solina V, выпущенный компанией Arturia в начале декабря 2014 года, создан на основе тщательного анализа схемотехники аппаратного Solina. По утверждению разработчиков, они приложили все усилия, чтобы максимально точно имитировать легендарный инструмент.

Arturia Solina V

Arturia Solina V

Однако одной только имитацией дело не ограничилось: специалисты Arturia решили добавить функции, которые могли бы расширить возможности программного синтезатора — например, пресет Vox Humana, которым прославился синтезатор Polymoog (если вы слышали ранние альбомы Гэри Ньюмана, то понимаете, о чем речь). Кроме того, в Polymoog имелся уникальный банк фильтров (три фильтра, подключенных параллельно друг другу). Arturia добавила эту функцию в Solina V. Доступ к ней осуществляется в режиме Open. Там же расположены регуляторы, управляющие секцией тембров духовых инструментов, а также арпеджиатор и т.д.

Эффект Ensemble представлен в двух версиях — монофонической и стереофонической (в аппаратном Solina он стал стереофоническим начиная с модели MK2). Этот эффект является важной частью звучания Solina и, по заявлениям разработчиков, он имитируется с максимальной точностью: в сэмплерных библиотеках вы не найдете такого, и никто из других разработчиков всерьез не пытался воспроизвести эффект в программном виде с той степенью достоверности, как это сделала Arturia.

В записях Жана-Мишеля Жарра Solina звучит с медленным сдвигом фазы. Именно такое звучание запомнилось многим, поэтому Arturia решила добавить в Solina V эффект Dual Phaser, с помощью которого можно получить легендарный звук «а-ля Жарр», а также и другие варианты. Плюс к тому есть стереофонический хорус, цифровой и аналоговый дилэи, библиотеки винтажных ревербераторов (24 модели). Arturia Solina V поставляется с 150 пресетными тембрами. В басовой секции имеется фильтр с крутизной среза 24 дБ/окт. LFO может использоваться для модуляции Vibrato, Tremolo и фильтра.

Системные требования: операционная система Windows 7 или Mac OS X 10.8, 4 Гбайт ОЗУ, тактовая частота центрального процессора 2 ГГц. Arturia Solina V работает как самостоятельное приложение либо может использоваться в качестве плагина (VST 2.4, VST 3, AAX или Audio Unit). Дополнительная информация — на сайте www.arturia.com.

© Елена Степанова, 2014

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Интервью

Интервью (переводы)

Научные публикации

Обсуждение в соцсетях:

Обсуждение в соцсетях:

Tags: , ,