Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Архив учебных курсов
Главная » Научные публикации

Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура

Автор: Дата: 26/07/2011 – 14:25

Следующий фрагмент эссе Е. Степановой «Research Methods and Theoretical Perspectives» («Методы исследования и теоретические перспективы», 2011). Перевод с англ.

В глобальном информационном обществе люди участвуют в качестве фрагмента киберпространства. Электронные СМИ и Интернет, в частности, выступают в качестве расширения человека, физически включающего себя, свой мозг, память, зрение и слух в состав мировой информационной системы. Пятьдесят лет назад профессор Герберт Маршалл Маклюэн высказал предположение, что медиатехнологии обеспечат внешнее расширение человека, его физических способностей, его чувств, превращая тем самым мир в «глобальную деревню». Как только Интернет получил широкое распространение, возникла киберкультура.

Интернет, виртуальная страна с собственной культурой, территорией и населением, не зависит от национальных или политических границ. Когда дело доходит до киберкультуры в целом, ее следует понимать как коллаж, мозаику, вырезанную из бесконечного множества различных субкультур, реализующую себя в киберпространстве глобальной сети. Несомненно, фрагментация Интернета коррелирует с фрагментированной культурой постмодерна в целом. Сети помогают продвигать «племенную психологию», воплощают в себе желание людей выступать в небольших группах, объединенных определенными интересами, общими для отдельных людей.

В своей книге «Cyberculture» Пьер Леви дает описание нового «пространства знаний» (т.е. «всемирной паутины») как открытой, динамичной, текучей среды. В отличие от традиционного знания, характеризующегося линейностью, иерархией и жесткостью структуры, новое пространство неструктурировано, неупорядочено, нелинейно и насыщено информацией (Robins, Webster, 1999, стр. 222). Согласно Леви, отношение к знаниям трансформируется: «прямой носитель знания — не физическое сообщество и его телесная память, а киберпространство, область виртуальных миров, через которые сообщества открывают и строят свои собственные цели, познают себя в качестве интеллектуальных коллективов» (Cyberculture, стр. 197). Это утверждение поддерживает М. Лавджой в книге «Digital Currents» («Цифровые потоки: искусство в электронную эпоху»), говоря о том, что знание отныне существует не в виде фиксированных канонов или текстов с четкими эпистемологическими границами, разделяющими дисциплины; знание — это путь исследования, поиск интеграции и смысла, и траектория этого пути не имеет точных границ или местоположения (Lovejoy 2004, стр. 227). Безусловно, новое технокультурное состояние планеты, информационные и коммуникационные технологии, лежащие в основе киберкультуры, расширяют и дополняют человеческое познание (Levy, 1997).

Библиография:

1. Lévy P. Cyberculture. — Paris: Editions Odile Jacob. — 1997.
2. Lovejoy M. Digital Currents: Art in the Electronic Age. — New York: Routledge. — 2004.
3. Robins K., Webster F. Times of the Technoculture: From the Information Society to the Virtual Life. — London: Routledge. — 1999.

© Елена Степанова, 2011

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Обсуждение в соцсетях:

Эта статья также доступна на другом языке: Английский

Tags: