Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Архив учебных курсов
Главная » Аппаратные средства, журнал "Радио", Обзоры и статьи, Программное обеспечение, Синтезаторы и клавишные, Студийное оборудование

Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи

Автор: Дата: 01/07/2012 – 22:21
fra-mm-2012-radio-collage-for-1000tr-300w

Франкфуртская музыкальная выставка неумолимо изменяется год от года. К примеру, десять лет назад одним из самых крупных павильонов был так называемый «фортепианный зал» — на огромной площади размещались концертные рояли всех размеров и оттенков. Электронные музыкальные инструменты «жили отдельной жизнью» — для них отводился павильон, пусть и не меньше по площади, но в нём, помимо них, демонстрировались также и диджейские «вертушки», и сэмплеры, и компьютерное программное обеспечение.

Теперь и рояли, и синтезаторы делят одно и то же пространство. И дело не только в политике экономии, свойственной современному европейскому рынку, что заставляет разработчиков музыкальных инструментов сокращать расходы на аренду выставочных стендов. Дело, прежде всего,
в том, что, как говорилось в известном фильме, «мир изменился». Современный мир требует мобильности, компактности, доступности оборудования. Он позволяет участвовать в музыкальном процессе и новичку, и профессионалу практически на равных. И не только записывать музыку, но и общаться между собой с помощью Интернета. Теперь это можно делать, не отходя ни на шаг от своей студии — а в случае с мобильной студией, просто не выпуская её из рук. Музыкант и звукоинженер теперь всегда на связи.

Две основные тенденции современности — мобильность и социальное общение между музыкантами и звукоинженерами — были во всём своём разнообразии представлены во Франкфурте. О некоторых новинках, в том числе и в этой области, пойдёт речь в этой статье.

Мобильная студия

Тридцать лет назад под словом «мобильная студия звукозаписи» понимали «студию на колёсах» — огромный тонваген, специальный автомобиль с дорогостоящим оборудованием, предназначенный для записи речи, вокала и музыкальных инструментов «в полевых условиях». Такой тонваген, например, в далёкие 70-е годы принадлежал группе Rolling Stones и сдавался в аренду (в том числе группе Deep Purple для записи альбома «Machine Head»).

Теперь термин «мобильная студия» означает нечто принципиально другое — компактную компьютерную систему, которую можно положить в рюкзак (или даже в карман) и взять с собой куда угодно. В качестве такой системы выступает либо переносной компьютер, либо мобильные устройства типа Apple iPad или iPhone, для которых выпускаются специальные музыкальные программы и компактные аудиоинтерфейсы.

Понятно, что возможность иметь вполне функциональную мини-студию на основе устройств iDevices музыканты восприняли с энтузиазмом, и разработчики стараются во всём идти им навстречу. На франкфуртской Musikmesse в этом году было немало новинок, адресованных владельцам «планшетников». В их числе оказались и программы, с помощью которых можно управлять параметрами цифровых микшерных пультов Soundcraft, и серия петличных и измерительных микрофонов китайского производителя micW, и многое другое.

Например, японская компания Roland на выставке представила Roland Wireless Connect — беспроводную систему коммуникации между электронными музыкальными инструментами, которая работает на основе USB-адаптера и двух новых приложений для операционной системы iOS. Аппаратная часть системы представляет собой адаптер размером с «флэшку»: он подключается к USB-порту музыкального инструмента и обеспечивает обмен данными между синтезаторами Roland по беспроводной локальной сети (wireless LAN). В настоящее время система совместима с пятью моделями синтезаторов (Juno-Di, Juno-Gi, Jupiter-80, Jupiter-50 и Lucina AX-09), а также звуковыми модулями электронных ударных V-Drums (TD-30, TD-15 и TD-11) и цифровыми аккордеонами V-Accordion (FR-7x, FR-3x и FR-1x). С помощью программы Air Recorder можно записывать звук синтезатора Roland непосредственно в смартфон iPhone. Приложение V-Drums Friend Jam для iPhone позволяет барабанщикам не только практиковаться в игре, но и взаимодействовать между собой в Интернете.

Беспроводная система коммуникации ЭМИ Roland Wireless Connect.

Беспроводная система коммуникации ЭМИ Roland Wireless Connect.

Немецкий разработчик музыкального программного обеспечения (ПО) Virsyn к выставке Musikmesse 2012 выпустил новую версию своего программного синтезатора Addictive Synth for iPad. Новый генератор спектрального шума, интегрированный в программу, является, по заявлению разработчика, первым в своём роде и позволяет добиться исключительно точного контроля над динамическим спектром шумовой составляющей звука. Addictive Synth очень лёгок в использовании. Обновления включают в себя встроенный высококачественный ревербератор, переработанный пользовательский интерфейс, совместимость с экраном Retina Display, которым оборудованы iPad нового поколения. С помощью Addictive Synth возможно создание красивых звуковых тембров (реалистично звучащие хоры, комплексные музыкальные звуковые ландшафты и т. д.) и закольцованных ритмических фраз. Addictive Synth 2.0 имеет 32 новых пресета (наборов предварительных настроек звучания синтезатора) и поддерживает работу с новыми моделями MIDI-контроллеров.

Программный синтезатор Virsyn Addictive Synth для iPad.

Программный синтезатор Virsyn Addictive Synth для iPad.

Синтезаторы

К франкфуртской выставке все ведущие производители синтезаторов и клавишных инструментов стараются приготовить «бомбу» — новинку, способную привлечь внимание музыкантов. В этом году японская компания Roland, например, продемонстрировала синтезатор Jupiter-50 — «младшего брата» Jupiter-80, который, в свою очередь, стал одним из главных событий для поклонников продукции этой компании в прошлом году. Говорить о Jupiter-50, не сказав о Jupiter-80, было бы несправедливо: старшая модель серии явилась современным вариантом легендарной модели Jupiter 8, звуки которого составляли основу чуть ли не половины популярной музыки в 80-х годах XX века. Преемник Jupiter 8, Jupiter-80 не основан на какойлибо традиционной модели синтеза: создание тембров в нем происходит благодаря использованию комбинации двух технологий Roland — Supernatural и APS (Articulative Phrase Synthesis).

Синтезатор Roland Jupiter-50.

Синтезатор Roland Jupiter-50.

Младшая модель серии, Jupiter-50, основана на том же технологическом решении и сочетает в себе экспрессию звука, свойственную Jupiter-80, и надёжность работы в условиях турне и концертов, которая характеризует серию Roland Juno. Этот 76-клавишный синтезатор снабжён performance-контроллерами (в том числе инфракрасным «джойстиком» D Beam), логичным и дружественным пользовательским интерфейсом, высококачественными эффектами (реверберация и др.), поддерживает функцию записи/воспроизведения аудиофайлов с USB-носителей и многими другими возможностями. Число заложенных в инструмент тембров насчитывает более полутора тысяч.

Демонстрация обеих моделей серии Jupiter на стенде Roland сопровождалась показом возможностей ещё одной новинки: компания Roland разработала бесплатное приложение JP Synth Editor специально для того, чтобы музыканты могли редактировать тембры Jupiter-80 и Jupiter-50 на экране iPad, формируя звук и управляя звуковыми слоями с помощью этого мобильного устройства.

Редактирование синтезаторных тембров Jupiter на iPad.

Редактирование синтезаторных тембров Jupiter на iPad.

Японская компания Korg к началу франкфуртской выставки расширила линейку MIDI-контроллеров microKEY: к ранее выпущенной 37-клавишной модели теперь добавлены портативная 25-клавишная (microKEY-25) и студийная 61-клавишная (microKEY-61). Клавиатура, хоть и не полноразмерная, является чувствительной к силе нажатия (параметру velocity). Как заявляет разработчик, миниатюрные клавиши были разработаны специально с учётом того, чтобы музыканту было легко играть аккорды, глиссандо и быстрые пассажи. Основа для клавиатуры — та же самая, что используется в популярных Korg microKORG XL и microSTATION.

Модели microKEY-37 и microKEY-61, помимо основных своих функций, могут служить в качестве USB-хаба для подключения дополнительных USB устройств. Серия microKEY может использоваться как с компьютерами PC, так и Macintosh, а владельцы iPad могут с помощью портативной microKEY-25 управлять программным синтезатором Korg iMS-20 по MIDI. Пятиоктавная microKEY-61 комплектуется эксклюзивной коллекцией Legacy Collection Suite, в которую входят программные версии легендарных моделей Korg, в том числе M1. Все модели серии microKEY поставляются в комплекте с несколькими программными лицензиями. В список лицензионного ПО входит M1 Le (урезанная версия программной версии знаменитой рабочей станции Korg M1), Toontrack EZDrumer Lite (библиотека звуков ударных инструментов), Lounge Lizard Session (программный звуковой модуль компании Applied Acoustics Systems, работающий на основе метода физического моделирования), Ultra Analog Session (синтезатор «аналогового» моделирования того же производителя), а также купон с предложением скидки на приобретение популярного ПО для создания музыкальных композиций Ableton Live, Live Suite или Live LE.

Инструмент будущего

Очень интересную новинку продемонстрировала британская компания Nu Desine. При первом взгляде на её контроллер AlphaSphere приходит в голову мысль: это инструмент будущего. Как же он выглядит и что на нём можно сыграть? Представьте себе сферу размером с большой арбуз (если быть точным, то габариты — 26 × 26 × 32 см), по всей поверхности которой расположены трубки с круглым сечением. При нажатии на одну или несколько трубок возникает звук. Сфера к тому же подсвечивается изнутри всеми цветами радуги.

Контроллер Nu Desine Alphasphere.

Контроллер Nu Desine Alphasphere.

Контроллер AlphaSphere демонстрировал Адам Плейс (Adam Place), один из команды разработчиков, в которую входят шесть молодых парней — программистов и электронщиков. Матрица чувствительных элементов, расположенных по всей сфере, под воздействием его коротких касаний или «поглаживаний» создавала современные электронные танцевальные ритмы, а внутренняя подсветка дополняла и без того впечатляющий эффект. Эластичная поверхность чувствительных элементов позволяет «скульптурно» формировать звук: вы словно массируете тембр, изменяя его характеристики. Абсолютно новый и при этом весьма логичный подход!

По словам Адама, его команда поставила перед собой задачу создать интерактивный музыкальный инструмент, который будет востребован теми, кому необходимо больше контроля над звуком, чем это позволяет традиционная MIDI-клавиатура. Элементы («пэды») расположены по 8 штук в 6 рядов. По всей поверхности сферы можно разместить четыре хроматические гаммы или назначить отдельные гаммы на каждый ряд элементов. Контроллер AlphaSphere работает со специализированным ПО AlphaLive, в котором происходит программирование всех параметров, а также может использоваться как многоканальный полифонический MIDI-инструмент/контроллер при использовании с основными популярными музыкальными приложениями. Питание AlphaSphere осуществляется по кабелю USB от компьютера. Кстати, что касается алгоритмов светомузыки, то разработчики предоставляют пользователю полную свободу по перепрограммированию встроенных пресетов. Прошивка AlphaSphere имеет открытый исходный код, что позволяет музыкантам обмениваться между собой различными вариантами собственных световых «минишоу».

Видеосюжет с демонстрацией AlphaSphere, а также другие видеосюжеты, посвящённые новинкам, о которых речь шла выше, можно посмотреть на сайте www.1000tracks.ru в разделе «Видео».

Другие новинки

Немецкая компания ESI выпустила новую серию аудиоинтерфейсов стандарта USB 2.0. Модель ESI Metrik 8/6, которая демонстрировалась на выставке во Франкфурте, снабжена восемью симметричными входами, шестью симметричными выходами, цифровым портом S/PDIF, MIDI-входом и MIDI-выходом. Два микрофонных предусилителя, высокоомный вход для подключения электрогитары, наличие функций мониторинга сигнала, совместимость с компьютерами PC и Macintosh — иными словами, полный набор функций, необходимых для работы со звуком в домашней студии.

Немецкая компания Steinberg на выставке объявила о выпуске Nuendo Live — специализированного ПО для многоканальной записи звука на концертах. Программа ориентирована на звукоинженеров, студии звукозаписи и компании, занимающиеся организацией концертов и сценических постановок. Пользовательский интерфейс Nuendo Live основан на принципе «вся работа в одном окне», что является оптимальным для концерта. Имеется панель, на которой отображается вся важная информация, касающаяся процесса записи: таймкод, время записи, объём свободного пространства на жёстком диске. Разработчики снабдили Nuendo Live 60-секундным буфером предварительной записи и функцией автоматического сохранения, что гарантирует высокую стабильность работы и защиту от сбоев. Кроме того, в отличие от остальных популярных ПО многоканальной записи звука, Nuendo Live создаёт треки уже во время запуска программы и сразу вводит их в режим готовности к записи. Это значительно экономит время — а это очень важный фактор в работе концертного звукоинженера, записывает ли он оркестр в «Альберт-холле» или свою знакомую рок-группу на репетиционной базе.

Musikmesse Vintage Show

Musikmesse 2012 освещала не только новинки. Несколько дистрибьюторов музыкального оборудования собрали выставку «винтажного» оборудования — легендарных моделей гитар, гитарных усилителей и других приборов (фирм Gibson, Fender, Gretsch и других). Например, можно было воочию увидеть легендарную гитару Gibson Les Paul 1952 года, а также три модели 1958—1959 годов выпуска (нынешняя их стоимость примерно полмиллиона евро). Одна из этих гитар принадлежала знаменитому американскому гитаристу Ронни Монтроузу. Или, например, двухгрифовая электрогитара Gibson EMS-1235 (1958 год) — редчайший инструмент! Или, скажем, акустическая гитара Gibson 1963 года, принадлежавшая группе Everly Brothers, с автографами Дона и Фила Эверли. Неудивительно, что в этом гитарном музее во время проведения выставки не было отбоя от посетителей.

Как всегда, на Musikmesse 2012 проходили различные конкурсы и номинации, автограф-сессии знаменитых музыкантов и концерты. Не забудем и «детскую площадку», на которой собрали музыкальные инструменты для самых маленьких. Всё это создавало атмосферу настоящего музыкального праздника — характерная особенность франкфуртской выставки, которая ежегодно привлекает более 100 тысяч посетителей из различных стран мира. Описать Musikmesse в одной статье невозможно по простой причине: нельзя объять необъятное. Там надо побывать, чтобы почувствовать эту атмосферу, вдохновиться музыкальным и техническим энтузиазмом, который не идёт на спад даже в годы кризиса.

Однако хорошая новость есть и для тех, кто не имел возможности лично отправиться во Франкфурт: с 2012 года организаторы франкфуртской Musikmesse и американской NAMM планируют проводить совместную выставку в Москве.

Текст Е.Степановой

Опубликовано в журнале «Радио», № 7, 2012 год.

Загрузить статью в формате pdf


© Елена Степанова, 2012

Обсуждение в соцсетях:

Tags: , , , , , , ,