Новости

Все новинки: аудио (программные и аппаратные средства), музыкальные инструменты

Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Аппаратные средства

Аппаратные средства для записи, обработки и сведения звука (процессоры эффектов, аудиоинтерфейсы, микрофоны и т.д.)

Home » История музыкальных технологий, Обзоры и статьи

Орган Hammond: От 30-х годов ХХ века до наших дней

Добавлено на 01/07/2001 – 04:08 One Comment
hammond_pixcr_worx_01

Уникальный инструмент, изобретенный более 65 лет назад, по-прежнему вызывает священный трепет у музыкантов по всему миру. Сменяются стили, приходят и уходят направления, но Hammoпd остается — вне моды и вне конкуренции. Итак, немного истории…

Были времена, когда уважающая себя рок-группа просто не могла появиться на сцене без Hammond С3 или B3. Многие джазовые и рок-музыканты влюбились в этот инструмент и популяризировали его, среди них — Джон Лорд из «Dеер Purple», Кейт Эмерсон из «ELP» и другие. Многие и до сих пор не мыслят себя без этого инструмента, несмотря на то, что орган и колонка Лесли довольно громоздки, а для переноски их требуется не менее четырех человек.

Немаловажный факт: к органам Hammond до сих пор можно купить запчасти! В наше время, когда каждая модель синтезатора выпускается всего пару лет, после чего ее сменяет следующая, трудно представить себе, что любая современная модель Korg или Yamaha через (хотя бы!) двадцать или тридцать лет сможет похвастаться тем же.

Исторически электроорганы Hammond были изобретены для того, чтобы заменить собой церковные органы. Каждый мануал состоит из 61 клавиши, внизу находится 25 педалей (концертные модели имели 32). Переключатели регистров (drawbars) маркированы в соответствии с длинами органных труб. Если смотреть на переключатели регистров слева направо, то видно, что длина соответствующих «труб» уменьшается. Выведение самого нижнего переключателя дает низкий звук, соответствующий самой длинной трубе настоящего органа.


Переключатели регистров управляют уровнем гармоник или субгармоник в звуке и работают почти так же, как фейдеры в графическом эквалайзере. Изменяя положение фейдеров на эквалайзере, мы изменяем тембр звука, а на органе при помощи переключателей регистров мы создаем тембры, увеличивая или уменьшая уровни определенных гармоник. Например, если выдвинут только самый крайний слева переключатель регистров, то будет звучать низкочастотная синусоида.

Эра органов Hammond началась в 1933 г., когда Лоренс Хаммонд из чикагской фирмы The Hammond Clock Соmраnу заинтересовался инструментом «телармониум», изобретенным в конце 19-го века и предназначенным для передачи музыки по телефонной линии. «Телармониум» не пошел дальше экспериментальных образцов: виной всему была сложность конструкции и размеры инструмента (он занимал несколько комнат). Однако в его конструкции была применена оригинальная идея: для создания звуков различной высоты использовались генераторы, вращавшиеся с различной скоростью.

Мы вовсе не случайно упомянули о The Наmmоnd Clock Соmpany: поскольку Лоренс Хаммонд имел непосредственное отношение к производству часов, то однажды (возможно, вращая в руках какую-нибудь шестеренку) он обратил внимание, что форма зубцов поразительно напоминает форму простейшей звуковой волны — синусоиды. Отсюда и родилась гениальная идея: использовать вращающиеся в магнитном поле зубчатые колеса для генерации звука.


На схеме (вверху) изображен принцип работы механизма генерации звука: зубчатое колесо вращается в магнитном поле. А вот так (фото внизу) оно выглядит в реальности.

На основе идеи вращающихся в магнитном поле зубчатых колес Лоренс Хаммонд создал портативный (для своего времени, конечно) орган. Модель под названием Model А была выпущена в апреле 1935 года. Ее изготовление патронировалось не кем иным, как Генри Фордом (он же и стал первым покупателем). Вторая модель была подарена Франклину Рузвельту, в то время президенту США. Среди первых покупателей был также Джордж Гершвин. Далее последовали модели B, B3, C3, M100/L 100/Т100 и многие другие.

Общим элементом конструкции всех электроорганов Hammond является электродвигатель, приводящий в движение валы с зубчатыми колесами (tоnеwhееls) — в моделях C3/B3 их было 96, в остальных меньше. Каждое зубчатое колесо имеет диаметр порядка 30 мм; в зависимости от количества зубцов и скорости вращения получается один из звуков шкалы равномерного темперированного строя.

Hammond Percussion не имеет ни малейшего отношения к перкуссии, а является запатентованным изобретением, которое изменяет характеристики атаки звука путем добавления в него дополнительного «перкуссивного» тона (второй или третьей гармоники). Огибающая этого сигнала может регулироваться, приобретая те или иные характеристики затухания. Перкуссия создает характерное «звяканье» в начале ноты, причем слышна она только при игре стаккато (то есть перед нажатием следующей клавиши предыдущая должна быть отпущена).

Эффекты

Практически все модели снабжены эффектами вибрато и хорус, причем последний на моделях BЗ и СЗ применяется довольно часто. В некоторых моделях (например, в T100) имелся пружинный ревербератор. Вообще говоря, этот ревербератор был изобретен специально для «церковных» моделей органов (с большим цельным корпусом), но его конструкция была настолько удачной, что Лео Фендер купил эту идею и стал применять ее в гитарных усилителях.

Эффекты Лесли

Многие модели органов не были оборудованы собственными громкоговорителями, вместо них применялся акустический кабинет Лесли, созданный Доном Лесли практически в то же время, когда был изобретен орган Hammond. Основное назначение данного акустического кабинета — изменение звука, а не высококачественная его передача (все инструменты, кроме органа и электрогитары, звучат через эффект Лесли просто отвратительно),

В конструкции колонки Лесли (см. рис.) имеется монофонический ламповый усилитель мощностью 40 Вт, пассивный кроссовер с частотой раздела 800 Гц, низкочастотный громкоговоритель и высокочастотный громкоговоритель, направленный на вращающийся рупор (рупоров на самом деле было два, но «рабочим» был только один, а второй выполнял функцию противовеса). В моделях 145, 147 и 122 имелся также вращающийся в противоположном направлении относительно рупора ротор для низкочастотного громкоговорителя. В зависимости от скорости вращения рупора и ротора может получаться два разных эффекта: хорал (chorale — медленное вращение, эффект напоминает хорус) и тремоло (tremolo — быстрое вращение). Существует более 20 моделей эффекта Лесли.

Большие и маленькие

Классическими считаются модели С3 и B3, которые представляют собой инструменты с большим корпусом. B3 — американская версия С3, имеет 4 ножки вместо цельного корпуса. Именно эта модель, разработанная в 1955 г., и стала широко применяться джазовыми музыкантами.

К маленьким относятся органы типа spinet (портативные электроорганы для домашнего применения: модели L100, М100). По звуку эти инструменты нисколько не уступают большим концертным инструментам, разве что возможности регулировки тембра у них поскромнее. Большие органы для облегчения транспортировки могли разделяться на две части.

Звук

Каждый исполнитель, играющий на «Хаммонде», старается найти свой звук. Например, известный джазовый органист Джимми Смит добивался своего классического тембра, выдвинув первые три переключателя регистров и установив регулятор перкуссии в положение Soft (третья гармоника, быстрое затухание). Практически те же установки применял Брукер Т (Brooker Т) при записи другого классического трека «Green Onions», но дополнительно он выдвинул и четвертый переключатель.

Каждый орган Hammond звучит по-своему, это относится даже к инструментам из одной серии.

Звук органов Hammond, выпущенных после 1968 г., является более ярким, чем у их предшественников. Это связано с применением в конструкции конденсаторов другого типа. Хотя разницу в звуке сможет заметить только тот, кто давно играет на Hammond.

Настройка

Несмотря на то, что органы Hammond являются электромеханическими устройствами, их строй никогда не изменяется, кроме тех случаев, когда частота тока в электрической сети отклоняется от 50 Гц или 60 Гц (частота сети в США). Такая опасность подстерегает музыкантов в основном на концертах под открытым небом, где используются переносные генераторы питания, и частота может периодически падать ниже 50 Гц, что вызовет выключение органа. Увеличение частоты тока в сети выключения инструмента не вызывает, однако он начинает завышать строй.

Имитация

Выпуск С3 и других моделей электроорганов с зубчатыми колесами был прекращен в 1974 г. Это было связано с большими затратами на их сборку. В наше время их выпуск был бы экономически не оправдан, так как все органы собирались вручную.

Попытки имитации звука Hammond’а производились неоднократно, но результаты были по большей части весьма приблизительными. Это связано с обьективными трудностями, так как синтезировать звук, полученный за счет вращения механических частей в электромагнитном поле, очень трудно. Сзмплирование настоящего органа Hammond практически ничего не дает, поскольку сходство с оригиналом существует только при игре одиночными нотами. Эффект Лесли с быстрым вращением рупора и ротора практически невозможно сымитировать.

Однако далеко не все попытки имитации оказались провальными, и ближе всего к оригиналу подошли инструменты СХ3 и BХ3 фирмы Korg, а также новая модель СХ3, которой в этом номере журнала посвящена отдельная статья. Первые СХ3 и ВХ3 были специально разработаны в конце 70-х годов в целях имитации звука Hammond. Результаты были настолько успешными, что некоторые музыканты приобрели Korg СХ3 или ВХ3 для того, чтобы иметь запасной вариант на случай непредвиденного сбоя основного инструмента во время концерта. Однако настоящие органы Hammond очень надежны, в них могут разве что сгореть лампы.

Фирма Oberheim выпускала органы OB3, в которой имелось три независимых звуковых генератора, управляемых по МIDI, для каждого мануала и для нижнего ряда педалей.

В конце 80-х годов фирма Suzuki купила торговую марку Hammond и начала выпуск новых органов под названием Hammond-Suzuki. Модели ХВ2 (портативный инструмент с одним мануалом), ХB3 (двойной мануал) и ХВ5 имеют все те же возможности, что и классические органы Hammond (переключатели регистров, перкуссия для второй и третьей гармоник, щелчок клавиш), отсутствует только характерный механический призвук вращения тонвалов.

А знаете ли вы, что… Несмотря на то, что в этот факт сложно поверить, он абсолютно достоверен: Лоренс Хаммонд не умел играть ни на одном музыкальном инструменте, включая собственное изобретение. Да и музыкальный слух его, мягко говоря, оставлял желать лучшеrо: по его собственному признанию, он не мог запомнить и воспроизвести даже простенькую мелодию. Именно поэтому изобретатель старался нанимать на работу людей с музыкальным образованием: первыми «ушами» Лоренса стали машинистка Луиза Бенке (Louise Benke), принятая на работу в 1933 г. не сколько из-за способностей к машинописи и стенографии, сколько из-за умения играть на органе, и казначей компании Уильям Лэйхи (William Lahey), до этого занимавший пост штатного органиста в церкви Св. Кристофера в Оук Парк, штат Иллинойс. А большинству звуковых нововведений мы обязаны инженеру компании, прекрасному органисту Джону Хэнерту (John Hanert), отдавшему почти 30 лет жизни (с 1934 по 1962 г.) разработке и усовершенствованию электроорганов.

Лоренс Хаммонд считал, что звук акустических кабинетов Лесли «существенно ухудшает звук электрооргана». «Я никогда не хотел, чтобы мои органы звучали так», «грязный звук», — вот лишь некоторые отзывы самого изобретателя о громкоговорителях Лесли. Возможно, причиной таких заявлений стало отсутствие музыкального слуха: ведь первые органы Hammond рекламировались как «дешевая альтернатива церковным органам», для которых фазовые и тональные вариации (с успехом имитируемые эффектом Лесли) — неотъемлемый элемент звучания. И несмотря на многочисленные заверения музыкантов, что с кабинетом Лесли злектроорган звучит более натурально, сам Хаммонд так и не признал этого.

Текст Елены Степановой
[опубликовано в журнале In/Out N 35]


© Елена Степанова, 2001

Обсуждение в соцсетях:

Эта статья также доступна на другом языке: Английский

Tags: ,

One Comment »

  • 2oktaves:

    Очень интересная статья! Было интересно прочитать.