Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Архив учебных курсов
Home » Научные публикации

Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения

Добавлено на 01/07/2018 – 09:10

Елена Степанова

Аннотация: В статье предпринимается попытка проследить связи между философскими идеями одного из ведущих мыслителей XX века, Маршалла Маклюэна, и художественной практикой одного из великих музыкантов, его современника Гленна Гульда.

Ключевые слова: философия XX века, музыка, теория коммуникации, звукозапись, Маршалл Маклюэн, Гленн Гульд.

Отправной точкой для данной работы, посвященной отражению философских идей XX века в творчестве одного из известнейших музыкантов XX века, послужила статья канадского ученого Пола Тебержа (Paul Theberge) “Counterpoint: Glenn Gould & Marshall McLuhan”, которая была опубликована в 1986 году в журнале “Canadian Journal of Political and Social Theory/Revue canadienne de theorie politique et sociale” (Теберж П. Контрапункт: Гленн Гульд и Маршалл Маклюэн). Несмотря на то, что статья П. Тебержа вышла в свет более 30 лет назад, она сохраняет актуальность для современного музыкознания.

Для современной философии характерно тесное смыкание с художественными формами [3], взаимовлияние философских идей и художественных произведений. Двадцатый век благодаря интенсивному развитию электронных средств массовой информации предоставил возможность музыкантам и мыслителям моментальный и непосредственный доступ к новаторским идеям и разработкам, и этот процесс продолжается с нарастающей интенсивностью и в наше время. Когда речь заходит о современном композиторе, музыканте, художнике, можно с большой степенью уверенности утверждать, что их мировоззрение в той или иной степени формировалось под влиянием новейшей философии и им не чужды такие понятия, как экзистенциализм, “философия жизни”, постмодернизм, теория коммуникации и т.д.

Вторая половина XX века характеризовалась, с одной стороны, гигантским прогрессом в области музыкальных технологий и звукозаписи, а с другой, как уже было сказано выше — таким же мощным развитием электронных средств массовой информации. Ключевым исследователем воздействия электронной среды на человека и общество был канадский философ Маршалл Маклюэн (1911–1980), еще в 1950-х годах предсказавший, по сути, появление Интернета. Его новаторские концепции (“глобальная деревня”, “средство коммуникации есть сообщение”) повлияли на теорию коммуникации, а его уникальный подход к изучению массовой культуры позволил рассматривать такие предметы, как, например, творческий процесс и электронная среда (“окружение”), как взаимосвязанные объекты исследования.

Философские идеи М. Маклюэна отразились в новаторской художественной практике его современника Гленна Гульда.

Гленн Гульд (1932–1982), один из самых известных канадских пианистов-виртуозов, получил мировое признание в 1955 году. Он также прославился необычными, даже спорными (для своего времени и не только) идеями относительно роли средств звукозаписи в творческом процессе, был известен своей любовью к интенсивному редактированию (монтажу) записанного материала, что в те годы в академической музыкальной среде считалось неприемлемым.

После смерти Гульда в 1982 году его этические и философские воззрения подверглись такому же интенсивному редактированию. Как пишет П. Теберж [18], “похоже, «увековечиватели» и плакальщики страстно желают низвести его личность до уровня лучшего фортепианного виртуоза и не более того. Словно никогда не существовало страстного моралиста и инновационного звукового скульптора по имени Гленн Гульд”. То, что было наиболее раздражающим в его идеях, игнорируется либо объявляется ошибочным.

Например, Дж. Пэйзант во втором издании своей книги «Glenn Gould, Music & Mind» [16] перечисляет действия, предпринятые для увековечивания памяти Гульда — среди них петицию с требованием назвать именем Гульда концертный зал, а также попытку основать ежегодный фортепианный конкурс в его честь. Однако, учитывая тот факт, что Гленн Гульд в возрасте 32 лет добровольно завершил концертную деятельность и заявил, что концертный зал как культурный институт должен исчезнуть в XXI веке, эти действия выглядят как проявление открытой оппозиции его взглядам. Более того, Гульд высказывался против духа соревнования между музыкантами и считал деструктивным влияние конкуренции как на создание музыки, так и на развитие западного общества в целом. Монография Пэйзанта при всей её детальности не содержит ни единой ссылки на работы канадского философа Маршалла Маклюэна, в то время как их можно найти в статьях и интервью самого Гульда, который говорил, что испытывает глубокое уважение к Маклюэну (кстати, в какой-то момент два знаменитых канадца, философ и пианист, даже были соседями).

Считая систематическое удаление ссылок на Маклюэна и его идеи в работе о Гленне Гульде серьезным упущением, П. Теберж в своем эссе, опубликованном в 1986 году, предпринял попытку исследования тех областей, в которых идеи Гульда относительно перспектив звукозаписи пересекаются с более общими идеями Маклюэна относительно медиа и технологий. Некоторые теории Маклюэна — например, его разделение медиа на «холодные» и “горячие» — недостаточно ясны (чтобы не сказать “зашифрованы”). К тому же существует тенденция путать определенные медиапрактики и влияние медиа как таковых. Теберж в своем эссе предлагает “заземлить” идеи Маклюэна на примере жизни и работы такого яркого творческого индивидуума, как Гленн Гульд, поскольку они имеют много общего. Важно также и то, что Гульд развивал свои идеи в процессе интенсивной переоценки художественной практики. Отношения между технологией и художественным воображением — тема, которая постоянно возникает в работах Маклюэна. По мнению П. Тебержа, исследование этих отношений обязательно должно быть дополнено адекватной социальной и политической концепцией роли технологии в обществе.

// конец фрагмента текста //

Библиография

1. Гульд Г. Избранное. В 2 кн. — М., 2006.
2. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М., 2003.
3. Мамардашвили М. Очерк современной европейской истории. — М., 2014.
4. Attali J. Bruits, essai sur economie politique de la musique. — Paris, 1977.
5. Cott J. Conversations with Glenn Gould. — 2005.
6. Gould G. The Prospects of Recording // High Fidelity, 16 (April 1966).
7. Gould G. Glenn Gould interviews Glenn Gould about Glenn Gould // High Fidelity, 24 (Feb. 1974).
8. Gould G. Music and Technology // Reprinted in The Glenn Gould Reader, ed. Tim Page. — Toronto, 1964.
9. Hathaway T. Glenn Gould: A Legacy of Leavings // High Fidelity, (April 1985).
10. Kostelanetz R. Glenn Gould: Bach in the Electronic Age. — Toronto, 1983.
11. McLuhan M. Joyce, Aquinas, and the Poetic Process // Renascence, IV I Autumn (1951).
12. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. — Toronto, 1962.
13. McLuhan M. Sight, Sound, and the Fury // Mass Culture: The Popular Arts in America. — Toronto, 1957.
14. McLuhan M. Understanding Media. — Toronto, 1964.
15. Page T. Interview with Glenn Gould // Piano Quarterly, 29 (Fall 1981).
16. Payzant G. Glenn Gould, Music & Mind. — 1986.
17. Said S. The Music Itself: Glenn Gould’s Contrapuntal Vision. URL: https://www.academia.edu/15713398/Said_Edward_-_Music_at_the_Limits (дата обращения 15.6.2018)
18. Theberge P. Counterpoint: Glenn Gould & Marshall McLuhan // Canadian Journal of Political and Social Theory/Revue canadienne de theorie politique et sociale, Vol. X, N. 1-2(1986).


© Елена Степанова, 2018

Обсуждение в соцсетях: