Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Архив учебных курсов
Главная » Научные публикации

Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения

Автор: Дата: 01/07/2018 – 09:10

Елена Степанова

Аннотация: В статье предпринимается попытка проследить связи между философскими идеями одного из ведущих мыслителей XX века, Маршалла Маклюэна, и художественной практикой одного из великих музыкантов, его современника Гленна Гульда.

Ключевые слова: философия XX века, музыка, теория коммуникации, звукозапись, Маршалл Маклюэн, Гленн Гульд.

Отправной точкой для данной работы, посвященной отражению философских идей XX века в творчестве одного из известнейших музыкантов XX века, послужила статья канадского ученого Пола Тебержа (Paul Theberge) “Counterpoint: Glenn Gould & Marshall McLuhan”, которая была опубликована в 1986 году в журнале “Canadian Journal of Political and Social Theory/Revue canadienne de theorie politique et sociale” (Теберж П. Контрапункт: Гленн Гульд и Маршалл Маклюэн). Несмотря на то, что статья П. Тебержа вышла в свет более 30 лет назад, она сохраняет актуальность для современного музыкознания.

Для современной философии характерно тесное смыкание с художественными формами [3], взаимовлияние философских идей и художественных произведений. Двадцатый век благодаря интенсивному развитию электронных средств массовой информации предоставил возможность музыкантам и мыслителям моментальный и непосредственный доступ к новаторским идеям и разработкам, и этот процесс продолжается с нарастающей интенсивностью и в наше время. Когда речь заходит о современном композиторе, музыканте, художнике, можно с большой степенью уверенности утверждать, что их мировоззрение в той или иной степени формировалось под влиянием новейшей философии и им не чужды такие понятия, как экзистенциализм, “философия жизни”, постмодернизм, теория коммуникации и т.д.

Вторая половина XX века характеризовалась, с одной стороны, гигантским прогрессом в области музыкальных технологий и звукозаписи, а с другой, как уже было сказано выше — таким же мощным развитием электронных средств массовой информации. Ключевым исследователем воздействия электронной среды на человека и общество был канадский философ Маршалл Маклюэн (1911–1980), еще в 1950-х годах предсказавший, по сути, появление Интернета. Его новаторские концепции (“глобальная деревня”, “средство коммуникации есть сообщение”) повлияли на теорию коммуникации, а его уникальный подход к изучению массовой культуры позволил рассматривать такие предметы, как, например, творческий процесс и электронная среда (“окружение”), как взаимосвязанные объекты исследования.

Философские идеи М. Маклюэна отразились в новаторской художественной практике его современника Гленна Гульда.

Гленн Гульд (1932–1982), один из самых известных канадских пианистов-виртуозов, получил мировое признание в 1955 году. Он также прославился необычными, даже спорными (для своего времени и не только) идеями относительно роли средств звукозаписи в творческом процессе, был известен своей любовью к интенсивному редактированию (монтажу) записанного материала, что в те годы в академической музыкальной среде считалось неприемлемым.

После смерти Гульда в 1982 году его этические и философские воззрения подверглись такому же интенсивному редактированию. Как пишет П. Теберж [18], “похоже, «увековечиватели» и плакальщики страстно желают низвести его личность до уровня лучшего фортепианного виртуоза и не более того. Словно никогда не существовало страстного моралиста и инновационного звукового скульптора по имени Гленн Гульд”. То, что было наиболее раздражающим в его идеях, игнорируется либо объявляется ошибочным.

Например, Дж. Пейзант во втором издании своей книги «Glenn Gould, Music & Mind» [16] перечисляет действия, предпринятые для увековечивания памяти Гульда — среди них петицию с требованием назвать именем Гульда концертный зал, а также попытку основать ежегодный фортепианный конкурс в его честь. Однако, учитывая тот факт, что Гленн Гульд в возрасте 32 лет добровольно завершил концертную деятельность и заявил, что концертный зал как культурный институт должен исчезнуть в XXI веке, эти действия выглядят как проявление открытой оппозиции его взглядам. Более того, Гульд высказывался против духа соревнования между музыкантами и считал деструктивным влияние конкуренции как на создание музыки, так и на развитие западного общества в целом. Монография Пейзанта при всей её детальности не содержит ни единой ссылки на работы канадского философа Маршалла Маклюэна, в то время как их можно найти в статьях и интервью самого Гульда, который говорил, что испытывает глубокое уважение к Маклюэну (кстати, в какой-то момент два знаменитых канадца, философ и пианист, даже были соседями).

Считая систематическое удаление ссылок на Маклюэна и его идеи в работе о Гленне Гульде серьезным упущением, П. Теберж в своем эссе, опубликованном в 1986 году, предпринял попытку исследования тех областей, в которых идеи Гульда относительно перспектив звукозаписи пересекаются с более общими идеями Маклюэна относительно медиа и технологий. Некоторые теории Маклюэна — например, его разделение медиа на «холодные» и «горячие» — недостаточно ясны (чтобы не сказать “зашифрованы”). К тому же существует тенденция путать определенные медиапрактики и влияние медиа как таковых. Теберж в своем эссе предлагает “заземлить” идеи Маклюэна на примере жизни и работы такого яркого творческого индивидуума, как Гленн Гульд, поскольку они имеют много общего. Важно также и то, что Гульд развивал свои идеи в процессе интенсивной переоценки художественной практики. Отношения между технологией и художественным воображением — тема, которая постоянно возникает в работах Маклюэна. По мнению П. Тебержа, исследование этих отношений обязательно должно быть дополнено адекватной социальной и политической концепцией роли технологии в обществе.

// конец фрагмента текста //

Библиография

1. Гульд Г. Избранное. В 2 кн. — М., 2006.
2. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М., 2003.
3. Мамардашвили М. Очерк современной европейской истории. — М., 2014.
4. Attali J. Bruits, essai sur economie politique de la musique. — Paris, 1977.
5. Cott J. Conversations with Glenn Gould. — 2005.
6. Gould G. The Prospects of Recording // High Fidelity, 16 (April 1966).
7. Gould G. Glenn Gould interviews Glenn Gould about Glenn Gould // High Fidelity, 24 (Feb. 1974).
8. Gould G. Music and Technology // Reprinted in The Glenn Gould Reader, ed. Tim Page. — Toronto, 1964.
9. Hathaway T. Glenn Gould: A Legacy of Leavings // High Fidelity, (April 1985).
10. Kostelanetz R. Glenn Gould: Bach in the Electronic Age. — Toronto, 1983.
11. McLuhan M. Joyce, Aquinas, and the Poetic Process // Renascence, IV I Autumn (1951).
12. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. — Toronto, 1962.
13. McLuhan M. Sight, Sound, and the Fury // Mass Culture: The Popular Arts in America. — Toronto, 1957.
14. McLuhan M. Understanding Media. — Toronto, 1964.
15. Page T. Interview with Glenn Gould // Piano Quarterly, 29 (Fall 1981).
16. Payzant G. Glenn Gould, Music & Mind. — 1986.
17. Said S. The Music Itself: Glenn Gould’s Contrapuntal Vision. URL: https://www.academia.edu/15713398/Said_Edward_-_Music_at_the_Limits (дата обращения 15.6.2018)
18. Theberge P. Counterpoint: Glenn Gould & Marshall McLuhan // Canadian Journal of Political and Social Theory/Revue canadienne de theorie politique et sociale, Vol. X, N. 1-2(1986).

© Елена Степанова, 2018

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Обсуждение в соцсетях: