Новости

Все новинки: аудио (программные и аппаратные средства), музыкальные инструменты

Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Аппаратные средства

Аппаратные средства для записи, обработки и сведения звука (процессоры эффектов, аудиоинтерфейсы, микрофоны и т.д.)

Home » История музыкальных технологий, Музыка и музыканты, Музыкальные инструменты, Обзоры и статьи, Синтезаторы и клавишные

Меллотрон

Добавлено на 31/12/2007 – 15:41

Пожалуй, любой композитор мечтает о том, чтобы играть звуками струнных, духовых, перкуссии и т.д., не обращаясь за помощью к симфоническому оркестру и не арендуя для записи студию соответствующих размеров. Современные аранжировщики работают с программными или аппаратными сэмплерами, а в эпоху психоделического и прогрессивного рока для тех же целей использовался музыкальный инструмент под названием «меллотрон».

Когда, по-вашему, появился на свет первый сэмплер? В начале 80-х, с выпуском E-mu Emulator? Или в конце 70-х годов, когда австралийцы представили всему миру свой Fairlight CMI? А может быть, еще раньше, в 1976 году, когда был выпущен инструмент под диковинным названием Computer Music Melodian — первый синтезатор с цифровой системой сэмплирования?

Вероятно, правильный ответ прозвучит для современного музыканта-электронщика достаточно неожиданно: оказывается, все началось еще на пару декад раньше. Такие группы, как The Beatles и The Rolling Stones, уже использовали музыкальный инструмент, который играл сэмплами. Правда, это был аналоговый сэмплер. Речь идет о легендарном меллотроне. А меллотрон, в свою очередь, произошел от чемберлина.

Чемберлин

В конце 40-х годов американец Гарри Чемберлин (Harry Chamberlin) изобрел первый музыкальный инструмент, который играл не собственными звуками, а воспроизводил тембры, записанные на магнитной ленте. Идея создания такого инструмента посетила Чемберлина, когда он у себя дома собрался записать на портативный магнитофон собственную игру на электрооргане Hammond: Гарри внезапно осознал, что раз возможно записать звук реального инструмента, то почему бы не создать клавишный инструмент, который проигрывал бы записанные звуки? Для этого понадобится всего лишь поместить под каждую клавишу миниатюрное воспроизводящее устройство. Клавиша будет работать так же, как кнопка Play на магнитофоне, запуская воспроизведение записанного звука.

Первая модель, Model 100 Rhythmate, представляла собой прообраз устройства, которое через пару десятилетий стали называть ритм-машиной: на лентах, использовавшихся в ее конструкции, были записаны фрагменты партий ударных инструментов, и эти фрагменты были закольцованы. Таким образом, концепция использования закольцованных фрагментов («лупов») была представлена уже в первом чемберлине. Фрагменты партий ударных были записаны на четвертьдюймовых лентах, по одному треку на каждой. С 1948 по 1949 год было выпущено 10 инструментов Model 100 Rhythmate. Поскольку этот первый чемберлин пользовался успехом, то Гарри открыл собственный магазин в городе Upland, штат Калифорния.

Следующая модель, Model 200, может по праву считаться первым полноценным сэмплером: она позволяла играть звуками флейты, гобоя, вибрафона, струнных и других инструментов. Она, как и Model 100, работала с 1/4-дюймовыми лентами, но в данном случае закольцовывание не применялось. На каждой ленте было записано по одной дорожке. Это была первая модель чемберлина, в которой использовались звуковые банки. Model 200 выпускалась с 1951 по 1959 год, и за восемь лет было произведено около 100 инструментов этой серии.

Для следующих модификаций своего инструмента (Model 300/350, 400, 600/660 и т.д.) Гарри Чемберлин разработал особый формат ленты: ее ширина составляла 3/8 дюйма, и на нее можно было записать одновременно три дорожки. Инструменты, выпускавшиеся с 1960 по 1969 год, работали только с этой лентой.

К главному герою нашей статьи — легендарному меллотрону — самое прямое отношение имеет модель чемберлина под названием Model 600 Music Master. В ее конструкции впервые использовались два 35-клавишных мануала: это давало возможность музыканту правой рукой играть звуками различных сольных инструментов (флейты, скрипки и т.п.), а левой рукой исполнять аккомпанемент, используя записанные на лентах комбинированные ритмы (босса-нова, ча-ча-ча и т.д.) и звуковые эффекты. Именно эта концепция будет через несколько лет воплощена в первом меллотроне — Mellotron Mark I.

Серийное производство чемберлинов началось в первой половине 50-х годов. Однако вскоре стало ясно, что при всем новаторстве концепции инструменты не отличались надежностью: около 40% изготовленных инструментов вскоре потребовали ремонта. Билл Фрэнсен (Bill Fransen), сотрудник отдела сбыта компании Гарри Чемберлина, отправился в Великобританию в поисках фирмы-производителя запасных частей, у которого можно было бы разместить заказ на 70 абсолютно одинаковых воспроизводящих головок. С собой Билл захватил две модели 600 Music Master. В тот момент он был уверен, что производство Гарри Чемберлина не может расширяться, пока инструмент не подвергнется серьезной доработе.

В Англии Фрэнсен познакомился с братьями Брэдли, владельцами компании Bradmatics, которая с 30-х годов выпускала усилители, магнитные головки и другие устройства. Брэдли, выполнив заказ Фрэнсена, поинтересовались, для чего ему потребовалось такое количество одинаковых воспроизводящих головок. Тогда Билл продемонстрировал им оба чемберлина, которые имелись в его распоряжении, и предложил им сотрудничество в области усовершенствования конструкции инструмента, что должно было привести к массовому их производству. Братья Брэдли согласились моментально. (Поначалу Гарри Чемберлин ничего не знал об этом, но, когда до него дошли слухи о том, что за океаном налажено производство музыкального инструмента, основанного на его собственной концепции, то он немедленно отправился в Англию. Через некоторое время было достигнуто соглашение, по которому он уступил братьям Брэдли свою технологию за 30 тысяч фунтов стерлингов.)

Меллотрон

Итак, первая модель меллотрона, Mark I, появилась на свет в 1963 году. Название инструмента было образовано от слов «melody» и «electronics» (melo + tron, вторая буква «l» была добавлена для благозвучия). Mark I был оборудован двумя мануалами по 35 клавиш каждый: как и в 600-й модели чемберлина, одна клавиатура предназначалась для игры сольными тембрами, вторая — для аккомпанемента. В конструкции использовались изобретенные Гарри Чемберлином 3/8-дюймовые ленты, на каждую из которых было записано по три дорожки. Для производства меллотронов братья Брэдли основали в Бирмингеме новую компанию Streetly Electronics, а в Лондоне фирма Mellotronics занималась продажами как самих инструментов, так и «сэмплерных библиотек» для него — мастер-лент с записанными на них тембрами. Для переноса тембров на 3/8-дюймовые ленты использовалось особое записывающее устройство, специально разработанное для этой цели. Одно такое устройство было установлено в компании Mellotronics, а второе — на заводе Streetly Electronics.

Внутреннее устройство меллотрона

Внутреннее устройство меллотрона


 

Mellotron Mark I представлял собой улучшенную версию чемберлина, но все же его надежность оставляла желать лучшего. Поэтому уже в 1964 году была выпущена следующая модель, получившая название Mark II. Она была более успешной в техническом плане, и вскоре все меллотроны Mark I, выпущенные к тому моменту, были модифицированы в Mark II. Рассмотрим конструкцию Mellotron Mark II более подробно.

Mark I/II

Левая клавиатура этой модели меллотрона была разделена на две части — ритм-секцию (клавиши с 1 по 17) и секцию аккомпанемента (клавиши с 18 по 35). Стили аккомпанемента охватывали широкий набор популярных в те времена танцевальных ритмов — босса-нова, венский вальс, румба, фокстрот, болеро, танго и т.д. В правой части клавиатуры можно было выбрать любой из 18 инструментальных тембров и играть мелодию звуками флейты, гитары, органа, скрипки, саксофона, тромбона и т.д.


Внимание! Полный текст статьи доступен в учебном разделе сайта либо находится в процессе переноса в этот раздел.

Перейдите по ссылке и воспользуйтесь гостевым доступом. http://student.1000tracks.ru/

Текст Елены Степановой

Опубликовано в журнале «In/Out — техника в шоу-бизнесе» № 61 ((4) 2007)


© Елена Степанова, 2007

Обсуждение в соцсетях:

Tags: