Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Архив учебных курсов
Главная » Аппаратные средства, Обзоры и статьи, Синтезаторы и клавишные, Студийное оборудование

Moog Little Phatty

Автор: Дата: 01/10/2006 – 05:56

На франкфуртской выставке Musikmesse 2006 американская компания Moog Music продемонстрировала новый синтезатор Moog Little Phatty. Новинка привлекла огромное внимание поклонников аналогового синтеза, и это неудивительно, ведь Little Phatty — последняя модель, разработанная легендарным конструктором и основателем Moog Music Бобом Мугом.

В мире синтезаторов трудно произвести фурор: музыканты избалованы огромным выбором самых разнообразных моделей, при помощи которых можно играть самыми разнообразными звуками — тембрами оркестровых инструментов, хорами, развивающимися во времени текстурами и т.д. Однако, как правило, в типичный «джентльменский набор» современного клавишника по-прежнему входит всего несколько моделей, ведь основные рабочие тембры, без которых не обойтись ни в одном стиле музыки — это электропиано, электроорган и «подклады». 

Безусловно, еще один инструмент, без которого не может существовать современная танцевальная музыка — аналоговый синтезатор. Звуки аналоговых синтезаторов и ритм-машин не только не устаревают, но и становятся даже более популярными, чем они были в первые годы своего появления. Это связано с тем, что они способны «пробиться» сквозь любую самую загруженную различными тембрами аранжировку. Аналоговые басы и сольные звуки являются основой большинства мелодий, звучащих сегодня в клубах и на концертах.

Voyager

Синтезатор Voyager, выпущенный компанией Moog Music в 2002 году, мгновенно завоевал популярность и по праву считается «минимугом 21 века». В нем были представлены все функции легендарного инструмента Minimoog, на котором играли практически все музыканты 70-х годов (подробнее об этом «культовом» инструменте и других разработках Боба Муга вы можете прочитать в серии статей, посвященных истории синтезаторов Moog, которая была опубликована в In/Out № 52–54). Красота аналогового звука была дополнена в Voyager современными возможностями, в том числе MIDI-функциями, которых по понятным причинам не было в исходном Minimoog. Несмотря на то, что Voyager, как и его прототип, является монофоническим инструментом, не имеет встроенных эффектов и стоит довольно дорого, многие музыканты отдали предпочтение именно ему, несмотря на широкий выбор моделей, выпускаемых другими производителями — компактных, полифонических, выполняющих виртуальное моделирование аналогового сигнала, оборудованных встроенными эффектами, многоканальными секвенсерами и т.п. 

И все же у Voyager имелся один важный недостаток, ограничивающий число его потенциальных владельцев — его высокая цена. Боб Муг понимал, что необходимо выпустить менее дорогостоящую версию, которая была бы доступна большему числу музыкантов, и начал разрабатывать ее незадолго до своей смерти. Новый синтезатор вышел в свет в начале 2006 года и был назван Moog Little Phatty Tribute Edition. В названии отражена дань уважения Бобу Мугу за его вклад в развитие современной музыки — вклад настолько огромный, что он сопоставим с изобретением самих основ звукового синтеза. «Выпуск Little Phatty — большое событие для нас. Это реализация мечты Боба, который мечтал совместить великолепные аналоговые звуки своих синтезаторов с возможностями концертного инструмента — инструмента, доступного для большинства музыкантов, и к тому же разработанного именно для сценической работы,» — говорил на презентации нового синтезатора Cyril Lance, главный инженер Moog Music.

«Двигатель» синтезатора Little Phatty является полностью аналоговым и создает звуки того же типа, что Minimoog и Voyager. Инструмент оснащен полным управлением по MIDI и имеет 100 пользовательских ячеек памяти. 

Структура Little Phatty

Если вы уже знакомы с архитектурой Minimoog или Voyager, вам не придется тратить время на изучение методов управления Little Phatty. Боб Муг как раз и хотел создать синтезатор, который был бы прост в работе; то, как этот замысел был воплощен, выглядит очень элегантно. На передней панели синтезатора слева направо расположены основные секции синтеза. Регуляторы, относящиеся к каждой секции, понятны, логичны и четко подписаны. Навигация по меню, отображающимся на дисплее в левой части контрольной панели (мастер-секции), осуществляется при помощи двух кнопок курсора и регулятора Value. Под мастер-секцией находятся контроллеры (колесо модуляции и pitch bend). Справа от мастер-секции расположены секции Modulation, Oscillators, Filter, Envelope Generators и Output.

Little Phatty работает на основе двух высокостабильных аналоговых осцилляторов, одного классического пропускного фильтра НЧ и двух генераторов огибающей ADSR (одна применяется для фильтра, вторая для VCO). Цифровая схемотехника используется только в той части конструкции, которая отвечает за сохранение пресетов, переключение тембров и выполнение других задач по глобальному управлению. В каждой секции синтеза (Oscillators, Filter и т.д.) есть отдельный регулятор Value, а под ним находится ряд кнопок, осуществляющих доступ к параметрам. Когда вы вращаете регулятор, Little Phatty переходит в режим RAC (Real Analog Control — патентованная технология, разработанная с учетом требований концертирующих музыкантов и позволяющая осуществлять прямой доступ к аналоговой цепи при помощи регуляторов, расположенных на передней панели инструмента). Иными словами, благодаря использованию микропроцессора работают пресеты, но как только вы начинаете программировать свои собственные тембры, вы переходите в подлинный мир аналогового синтеза и имеете дело с аналоговыми регуляторами, воздействуя на тембр при помощи них. Непосредственно во время исполнения вы можете изменять параметры двух VCO (осцилляторов, управляемых напряжением) и одного VCF (фильтра, управляемого напряжением), вносить перегрузку при помощи регулятора Overload.

Контрольная панель

Естественно, что поскольку Little Phatty изначально задумывался как недорогой инструмент, разработчикам пришлось пойти на некоторые ограничения функциональности. Однако они получились не настолько критичными, чтобы это могло оттолкнуть музыканта, желающего иметь в своем распоряжении настоящий современный аналоговый синтезатор. Ограничения прежде всего коснулись контрольной панели: как уже было сказано выше, в каждой секции звукогенерации имеется всего один регулятор; кроме того, размер клавиатуры — три октавы (37 клавиш), и отсутствует чувствительная к прикосновению контрольная поверхность, которая есть в Minimoog Voyager. 

Тот факт, что в каждой секции синтеза имеется всего один регулятор, означает, что все параметры, относящиеся к данной секции, необходимо регулировать по очереди, вызывая их при помощи соответствующих кнопок. Например, если вы хотите отрегулировать частоту среза в секции Filter, то вы сперва должны выбрать этот параметр при помощи кнопки Cutoff и затем вращать регулятор. Одновремено изменять настройки Resonance в той же секции вы не сможете. То же самое и относится, например, и к секции Envelope: если вы сперва регулируете параметр Attack и затем хотите изменить настройки Decay, то вам придется его предварительно выбрать при помощи кнопки.

Кроме того, для некоторых музыкантов может поначалу показаться непривычным то, что регуляторы не являются «бесконечными» (т.е. у них есть верхний и нижний пределы регулировки), в отличие от многих других современных моделей. На практике это означает, что если вы загрузили новый звук и собираетесь его редактировать, то поворот регулятора не даст эффекта до тех пор, пока вы не пройдете сохраненное в пресете значение (об этом сигнализирует круг из светодиодов, расположенный вокруг регулятора).

Тем не менее, привыкнуть к ограниченным возможностям управления несложно. Кроме того, благодаря такому конструктивному решению Little Phatty получился компактным инструментом. Наклонная контрольная панель зафиксирована, т.е. она не может подниматься или опускаться, как это было в Minimoog и Voyager. 

Все разъемы расположены на левой боковой панели: MIDI-вход и выход, разъем External Audio для подачи внешнего сигнала на вход Little Phatty, входы Pitch, Volume и Filter CV, вход Keyboard Gate. В секции Output находится разъем для подключения наушников: звук на этот выход поступает даже в том случае, если основной выход мьютирован. Благодаря этому можно экспериментировать со звуками и настройкой, не опасаясь того, что все ваши эксперименты будут слышны в основной концертной звукоусилительной системе. 

Текст Елены Степановой

Журнал: «In/Out — техника в шоу-бизнесе» №3 2006 (56)

Рубрика: Синтезаторы/сэмплеры

Обсуждение в соцсетях:

Tags: ,

2 Pingbacks »