Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Архив учебных курсов
Главная » Архив учебных курсов, Разное, Учебные пособия

Музыкальное производство: словарь терминов

Автор: Дата: 10/10/2015 – 13:41

Краткий словарь терминов (к учебному курсу «Этапы производства музыкальной фонограммы»).

Аналоговый синтезатор — электронный музыкальный инструмент, в котором используются аналоговые электрические цепи для создания аналоговых сигналов. Принципы работы: электромеханический (траутониум, орган Хаммонда), электронный (модульные, затем концертные синтезаторы Moog, ARP, Buchla, EMS).

Аранжировка — в строгом понимании искусство адаптации музыкального произведения в форме, отличной от первоначальной. Применительно к процессу создания музыки на компьютере этот термин ближе к понятию «инструментовка», т.е. изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем.

Аудио/MIDI-секвенсер — программное обеспечение, предназначенное для создания музыкальной аранжировки, записи инструментов и вокала, обработки звука, монтажа и сведения фонограммы (Steinberg Cubase, Apple Logic, Avid/Digidesign Pro Tools и др.).

Аудиоредактор — программное обеспечение, с помощью которого выполняется редактирование аудиофайлов.

Виртуальная студия — см. Онлайн-студия звукозаписи.

Демо-запись — демонстрационная, т.е. «черновая» фонограмма, предназначенная для представления исходной музыкальной идеи. Исторически термин «демо-запись» применялся к фонограммам, записанным музыкальным коллективом или отдельным автором для показа материала представителям звукозаписывающих лейблов (на основании которого в дальнейшем мог был заключен контракт на запись альбома).

Микшерный пульт — устройство, позволяющее выполнять сведение многоканальной фонограммы в стерео или surround (5.1, 7.1). Другие названия — «консоль» (студийный пульт в крупной студии звукозаписи), «микшер» (диджейский). Микшерный пульт оборудован регуляторами уровня, эквалайзером, индикаторами уровня и т.д. В программном варианте является частью аудио/MIDI-секвенсера.

Обработка сигнала — комплекс мер по модификации исходного звучания инструмента или вокала (компрессия, частотная коррекция и т.д.).

Онлайн-студия звукозаписи — виртуальная студия звукозаписи в сети Интернет, поддерживащая базовые процедуры музыкального производства, такие как запись (в том числе удаленная запись), обработка, сведение. Степень интерактивности может варьироваться в широких пределах (от сообщений на форуме текущего проекта до видеочата между участниками в реальном времени).

Продюсер — тот, кто принимает решения по поводу того, как должна звучать фонограмма. В России исторически эту роль выполнял звукорежиссер. В западной студийной практике продюсер отвечает за финальный продукт (альбом) перед звукозаписывающим лейблом, контролирует процесс записи и сведения альбома. Ему принадлежит решающий голос в таких вопросах, как необходимость записи другого дубля, изменения темпа, аранжировки музыкального произведения, компоновка альбома и т.д.

Проектная студия (также project-студия, домашняя студия). К этой категории традиционно относят малобюджетные студии звукозаписи, предназначенные для записи демо (однако это не означает, что в такой студии нельзя записать полноценный альбом: современная техника этого класса поддерживает достаточно высокое качество звука). Можно утверждать, что данный термин был принят для классификации оборудования, адресованного не крупным студиям, а широкому потребителю.

Сведение — процесс, при котором отдельные партии инструментов и вокала, записанные на многоканальный носитель (ленту, жесткий диск), объединяются в финальную фонограмму (стерео или surround). Выполняется в студии звукозаписи с использованием микшерного пульта и устройств обработки сигнала. В компьютерной цифровой рабочей станции пульт и устройства эффектов могут быть программными.

Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий звук путем синтеза с помощью генератора звуковых волн. Изменение звучания достигается путем настройки различных параметров (огибающая, фильтр, генератор низких частот). Типы синтеза: аналоговый, цифровой, FM-синтез, физическое моделирование и т.д.

Сэмплер — электронный музыкальный инструмент, работающий на основе записанных звуков (сэмплов). Первым аналоговым сэплером был меллотрон. Цифровые сэмплеры получили широкое распространение со второй половины 1980-х годов, когда был выпущен Akai S612.

© Елена Степанова, 2015

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Обсуждение в соцсетях: