Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Архив учебных курсов
Home » Архив учебных курсов, Обзоры и статьи, Практикум

Развитие пространственного слуха

Добавлено на 31/12/2007 – 07:48

Тема этой статьи — звуковые планы в музыкальном произведении, основа основ работы звукорежиссера. Мы поговорим о том, как создаются звуковые планы в классической и современной танцевальной музыке, и проиллюстрируем теорию на основе конкретных примеров.

В обучении профессии звукорежиссера большую долю занимает прослушивание различных композиций и оценка музыкального баланса, сочности и ясности звучания, а также определение звуковых планов. Умение слушать музыку является важнейшей профессиональной особенностью звукорежиссера.

Конечно, абсолютный (или хотя бы развитый музыкальный) слух, основательная подготовка в области теории музыки, гармонии, музыкальной формы и другие специальные знания являются огромным подспорьем в работе звукорежиссера (а в том случае, если вы собрались посвятить себя записи классической музыки, то без вышеперечисленных знаний вы вообще не сможете обойтись). Но мы выводим умение слушать музыку на первое место потому, что для большинства наших читателей — ди-джеев, музыкантов и начинающих звукооператоров, работающих или собирающихся работать с современными танцевальными стилями музыки, — именно этот навык является краеугольным камнем, без которого невозможно добиться настоящего мастерства. Вы можете не знать нот и играть исключительно по слуху, но как только вы подходите к микшерному пульту, чтобы «порулить» свой звук (пусть даже в собственной домашней студии), вы просто обязаны разбираться в звуковых планах.

Что это значит — уметь слушать музыку? Давайте разберемся.

Конечно, вы должны знать, как звучат различные музыкальные инструменты, уметь определять на слух, какой инструмент ведет ту или иную партию. Но этого мало. Большинство обычных людей, которые никогда не учились музыке, но любят ее и часто слушают записи или посещают концерты, вполне в состоянии назвать основные или хотя бы солирующие инструменты, звучащие в песне или инструментальном произведении. Но для того, чтобы научиться слушать музыку так, как это делает звукорежиссер, необходимо научиться различать звуковые планы.

Большинство людей слушает музыку «по горизонтали», т.е. более или менее осознанно следит за развитием мелодии от вступления к куплету, от куплета к припеву и так далее. Музыканты и простые слушатели, имеющие музыкальное образование, развитый слух и хорошую теоретическую подготовку, также слушают песню и «по вертикали», т.е. обращают самое пристальное внимание на гармонический ряд, голосоведение и т.п. Есть и третий аспект, с которым прежде всего работает звукорежиссер. Этот аспект заключается в том, что при прослушивании произведения происходит оценка звучания музыки «в глубину», и в этом случае самое активное внимание уделяется звуковым планам и переходам между ними.

Звуковые планы — это не только стереопанорама, хотя они так или иначе связаны с ней. Инструмент может находиться, например, слева или справа от центра панорамы, но одновременно он существует в одном из основных планов — ближнем, дальнем или среднем. Кроме того, звуковые планы присутствуют и в монофонической записи.

Таблица 1. Звуковые планы в музыке

Звуковые планы характеризуются количеством отраженного сигнала, присутствующего в звуке тех или иных инструментов и голосов, будь то естественная или искусственная ревеберация или просто эффект «эхо». Дело в том, что человеческий слух постоянно оценивает уровень отражений и на основе этой оценки определяет положение источника звука в пространстве. Для того, чтобы определить, справа или слева находится источник, мы слушаем правым и левым ухом одновременно, неосознанно отслеживая, какого из двух ушей сигнал достигнет первым, а какого — с небольшим опозданием. Но для того, чтобы понять, как далеко от нас находится этот источник, мы в то же самое время (опять же неосознанно) отслеживаем уровень отражений. Чем больше отражений, тем дальше от нас находится источник сигнала. Эта особенность человеческого слуха и лежит в основе построения музыкальных звуковых планов. Отраженный сигнал (реверберация, эхо) помогает создать музыкальные планы и помещать инструменты четко на заданные позиции и пространстве.

Звуковые планы проще всего начать изучать, слушая симфоническую оркестровую музыку, так как в этой музыке они уже заложены композитором. В отличие от нее эстрадная музыка по своей сути является статичной, и именно звукорежиссер создает звуковые планы на микшерном пульте, добиваясь тем самым динамики и развития музыкального образа.

Необходимо отметить, что в эстрадной музыке инструмент, начав звучать в одном из планов, не обязательно остается в нем до конца произведения: в зависимости от эстетической и смысловой нагрузки, он может перемещаться по планам. Это одно из основных отличий эстрадной и танцевальной музыки от классики.

Звуковые планы необходимы для того, чтобы добиться прозрачности звучания — одного из важнейших условий не только эстетической ценности, но и, если можно так выразиться, «живучести» музыкального произведения. Прозрачность звучания способствует легкости восприятия: если вам не требуется напрягать слух, чтобы разобрать, что именно играет тот или иной инструмент, находящийся на дальнем плане, тем больше шансов, что вы будете слушать это произведение повторно для удовольствия, а не для того, чтобы «расшифровать» звуковую мешанину. (Конечно, из этого правила бывают и исключения, которые, как это обычно случается, только подтверждают правило.)

Важно также помнить о том, что главное действие может происходит в любом плане. Основная масса записей современной популярной музыки, впрочем, приучила слушателя к тому, что обычно смысловую нагрузку несет лидер-вокал, а за его отсутствием — солирующий инструмент (например, соло-гитара в проигрыше). Эти главные действующие лица помещаются в ближнем или среднем плане (и, как правило, по центру стереопанорамы). Но ничто не мешает предпринимать попытки отхода от этого стереотипа — в тех местах, где это имеет смысл.

Будущий звукорежиссер, получающий классическую профессиональную подготовку, конечно, слушает много симфонической музыки. Однако среди наших читателей наверняка большинство тех, кто хотел бы освоить азы этого искусства на примерах из современной танцевальной музыки, поскольку собирается работать именно с танцевальными стилями, рок-музыкой, электронной экспериментальной музыкой и т.д.

// конец фрагмента текста //


Внимание! Полный текст статьи доступен зарегистрированным пользователям учебного раздела сайта. http://student.1000tracks.ru/

Текст Елены Степановой

Журнал: «In/Out — техника в шоу-бизнесе» № 61 (№ 4, 2007)
Рубрика: Легкая теория

Обсуждение в соцсетях: