Новости

Все новинки: аудио (программные и аппаратные средства), музыкальные инструменты

Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Аппаратные средства

Аппаратные средства для записи, обработки и сведения звука (процессоры эффектов, аудиоинтерфейсы, микрофоны и т.д.)

Home » История музыкальных технологий, Музыкальные инструменты, Обзоры и статьи, Синтезаторы и клавишные

Синтезаторы Oberheim. Часть вторая. Серия OB

Добавлено на 01/10/2008 – 23:45
Oberheim ОB-1 выпускался в двух вариантах отделки корпуса

Сегодня у нас речь зайдет о серии OB, выпуск которой начался в 1978 году. Синтезаторы этой серии стали настоящей американской «классикой» и являлись главным элементом лос-анджелесского саунда 80-х годов XX века.

Имя Тома Оберхайма приобрело широкую известность в середине 1970-х годов, когда компания, которую он возглавлял, выпустила на суд музыкантов первые полифонические синтезаторы, построенные на основе модуля SEM. Oberheim 2 Voice, 4 Voice и 8 Voice активно использовались многими популярными исполнителями, работавшими в различных стилях электронной музыки, в том числе Depeche Mode, Styx, Pink Floyd, Tangerine Dream и др. Синтезаторы Oberheim славились своим мощным, теплым звучанием, богатыми тембрами медных духовых и струнных инструментов, не говоря уже о великолепных звуках колоколов и имитации тембров органа Hammond. Однако серия ранних моделей рано или поздно должна была смениться чем-то новым. Это произошло в 1978 году, когда лидерство Oberheim стала оспаривать компания Sequential Circuits с выпуском Prophet 5. Это был полностью программируемый полифонический синтезатор, очень быстро завоевавший популярность у музыкантов. Том Оберхайм не замедлил дать свой ответ: уже в июле 1979 года профессиональному музыкальному сообществу была представлена модель OB-X, ставшая флагманом новой серии. Но сперва мы будем говорить об Oberheim OB-1 — очень интересном синтезаторе, выпущенном годом раньше и во многом определившем серию, которую он открыл.

Oberheim ОB-1 выпускался в двух вариантах отделки корпуса

Oberheim OB-1

Аналоговый синтезатор OB-1, вышедший в свет в конце 1977 или начале 1978 года, считается первым полностью программируемым инструментом с возможностью сохранения пресетов, который поступил в массовое производство. (Его первенство оспаривается только синтезатором PPG 1003 Sonic Carrier, который появился в 1976 году, но был выпущен в количестве вряд ли более двух десятков экземпляров. PPG 1003 был гибридным инструментом, в котором использовались как аналоговые, так и цифровые компоненты, и на нем можно было исполнять не только одноголосные, но и двухголосные партии).

OB-1 был создан на основе той же архитектуры, что и первое детище Тома Оберхайма — синтезаторный модуль SEM. Новый синтезатор представлял собой простой в использовании монофонический клавишный инструмент, в который были заложены возможности программирования и сохранения пресетов. В истории Oberheim эта модель занимает отдельное место: дав начало будущей популярной серии полифонических синтезаторов, OB-1 был монофоническим инструментом, своего рода переходным этапом между ранними моделями и будущими легендами Oberheim. При этом OB-1 стал единственным максимально полно оснащенным одноголосным синтезатором, когда-либо произведенным Томом Оберхаймом. В нем были представлены все новейшие на тот момент достижения, в том числе и те, которые по разным причинам не были реализованы в последующих моделях.

Генератор низких частот (LFO) и фильтр, управляемый напряжением (VCF)

Oberheim OB-1 отличался классическим «жирным» звуком басовых и сольных тембров. Его звучание чем-то напоминает Roland SH-101 и MicroMoog (что неудивительно, так как методы синтеза, используемые в этих инструментах, были практически идентичны). Басы OB-1 ни за что не перепутаешь с Moog, но по мощи их скорее можно отнести к саунду инструментов, выпускавшихся компанией ARP. Для раскрытия всего звукового потенциала сольных тембров требовалась презиционная настройка осцилляторов, но терпение, которые музыкант вкладывал в этот процесс, полностью окупалось.

В OB-1 имелось восемь ячеек памяти, два аналоговых осциллятора VCO (каждый со своим субосциллятором), исключительно мощный фильтр VCF с переключаемой крутизной среза и генератор низкой частоты (LFO), при помощи которого можно было управлять секцией VCA или VCF. Генератор низкой частоты создавал квадратную или синусоидальную волну (плюс волну Sample+Hold) и был снабжен регуляторами задержки и частоты. Параметры резонанса, key track и частоту среза фильтра VCF можно также было изменять при помощи огибающей ADSR. Инструмент имел 32 клавиши, был оснащен входами и выходами CV/Gate, а также генератором шума. Слева от клавиатуры располагался контроллер. Инструмент выпускался в двух вариантах исполнения корпуса: первая версия была чуть больше по размеру, ее рабочая панель была окрашена в черный цвет. В отделке второй версии использовалась серая краска.

В секции осцилляторов OB-1 создавались пилообразная и импульсная волны, причем был предусмотрен отдельный регулятор, который позволял плавно преобразовывать пилообразную волну в синусоидальную или изменять ширину импульса для импульсной волны. Это была очень необычная для своего времени функция, а в сочетании с возможностью изменения параметров формы волны при помощи управляющего напряжения она позволяет вывести OB-1 в ранг исключительно редких инструментов, в число которых входят такие мало кому известные модели, как Multimoog, Kobol и др. Два полноценных генератора огибающих, имевшихся в OB-1, также заслуживают отдельного упоминания: по отзывам многих пользователей, они являлись замечательными средствами формирования звука, позволявшими добиваться исключительно точных, совершенных с музыкальной точки зрения изменений.

Инструмент высоко ценился музыкантами за свою гибкость. Среди известных исполнителей, выбравших OB-1 в качестве альтернативы для создания басовых или сольных партий, можно упомянуть группы Tangerine Dream, Rush, Supertramp и Herbie Hancock. Синтезатор был настолько популярен, что одно время даже существовала легенда, что один из главных героев «Звездных войн», рыцарь-джедай Оби-Ван Кеноби, получил свое имя в честь OB-1. (Скорее всего, это была шутка, но кто знает — в любом случае, первый фильм Джорджа Лукаса, давший начало будущему сиквелу, и первая модель Oberheim OB были «одногодками».)

 

Oberheim OB-X

Oberheim OB-X — один из самых совершенных синтезаторов, когда-либо созданных Томом Оберхаймом, и при этом в наши дни он абсолютно незаслуженно забыт. OB-X нередко путают с моделью OB-Xa, которая пришла ему на смену. OB-X звучит, например, в композиции «Jump» группы Van Halen (он был записан через комбик Marshall) и в альбоме «Magnetic Fields» Жан-Мишеля Жарра (который, как и Van Halen, на концертах играл на синтезаторе OB-Xa, проявившем себя в напряженных условиях гастрольной жизни как более надежный инструмент, нежели ориентированный на студию OB-X). На OB-X играли такие известные музыканты, как Herbie Hancock и Chick Corea, а также группы Depeche Mode, Queen, Supertramp, Japan, Tangerine Dream, Rush, Simple Minds, Chicago, Styx, Ultravox и многие другие.

Oberheim OB-X

Путь сигнала в OB-X, по сути, мало чем отличался от той схемы, которая использовалась в SEM. Принципиальное отличие заключалось в том, что в OB-X управление всеми параметрами звука было возложено на микропроцессор. Oberheim OB-X был полностью программируемым инструментом. В нем имелось 32 ячейки памяти, организованные в четыра банка (от A до D). Пользователю предлагалось самому выбрать полифонию при покупке инструмента: можно было приобести четырех-, шести- или восьмиголосную модель и добавить дополнительные «голосовые платы» впоследствии. Корпус OB-X легко открывался в целях доступа к внутренним компонентам. В цепи сигнала использовались аналоговые элементы, в секции огибающих — процессоры Curtis. Именно по этой причине каждый экземпляр OB-X имел немного отличный от других своих собратьев по серии звук.

 

Архитектура звука OB-X

Пик популярности полифонических синтезаторов Oberheim серии OB приходится на период с 1979 по 1985 год (модель OB-X выпускалась до 1981 года), и в течение этих лет в конструкцию вносились последовательные изменения, которые касались системы управления. Что касается расположения органов управления на передней панели синтезаторов этой серии, то оно практически не изменялось, и большая часть функций, «выложенных» на панели OB-X, впоследствии перешла в OB-Xa и OB-8.

Сигнал в OB-X создавался при помощи двух VCO (осцилляторов, управляемых напряжением), которые генерировали пилообразную или импульсную волну с изменяемой шириной импульса. Затем сигнал поступал в секцию микшера, которая состояла из четырех переключателей, позволявших включить или выключить OSC 1, OSC 2 или источник белого шума, или использовать сигнал с выхода второго осциллятора только с половинной громкостью. Надо сказать, что непритязательность конструкции микшера вызывала в свое время много нареканий у критиков, но Оберхайм по каким-то причинам не стал изменять ее и встроил в таком же виде в последовавшие за OB-X модели OB-Xa и OB-8.

Фильтр VCF в OB-X был резонансным пропускным НЧ с крутизной среза 12 дБ/окт. Частоту среза (cut-off) можно было изменять при помощи предназначенной для этого огибающей ADSR. Имелись функции модуляции при помощи LFO. Функцию keyboard tracking, впервые представленную в OB-1, в OB-X можно было либо включить на 100%, либо выключить. Вообще конструкция VCF в этой модели имела явное сходство с фильтром раннего синтезаторного модуля SEM, за исключением установок мультирежимности, отсутствовавших в OB-X. Фильтр был одним из главных компонентов, отвечавших за саунд OB-X: он придавал ему органичность, теплоту и именно то количество баса, которое требовалось.

Секция усилителя, управляемого напряжением (VCA) была снабжена собственной огибающей ADSR. Один генератор низкой частоты (LFO) мог создавать треугольную, квадратную и Sample+Hold волны, а функция PWM отличалась высокой степенью эффективности. Функция кроссмодуляции активировалась путем нажатия на кнопку X-Mod и позволяла модулировать второй осциллятор при помощи первого, благодаря чему возникал характерный эффект Ring Modulation. Эта кнопка в других моделях серии OB не применялась.

 

Концертные контроллеры

Важным новшеством в OB-X была так называемые performance-контроллеры, выполненные в виде двух пружинных регуляторов и расположенные слева от клавиатуры. Пользователи поначалу испытывали по этому поводу некоторый скептицизм, так как колеса модуляции и изменения высоты тона в стиле Moog к тому времени уже стали общепринятым стандартом. Но вскоре они обнаружили, что эти контроллеры исключительно интуитивны и позволяют добиться потрясающей экспрессивности во время игры, и стали активно ими пользоваться. Кроме того, в конструкцию синтезатора было заложено полифоническое портаменто, которое получило самые восторженные отзывы в музыкальных журналах, а также унисон для создания «исполинских» монофонических партий (звук при активации унисона делался настолько мощным, что можно было сжечь динамики безо всяких усилий), плюс память аккордов Chord Memory — фантастическая по тем временам функция, позволявшая исполнять заранее запрограммированные аккорды путем нажатия всего на одну клавишу.

На задней панели синтезатора располагались разъемы Vibrato, Filter, Hold и Program Advance, предназначенные для подключения педалей, а также аудиовыходы Left, Right и Mono (однако разъема для подключения наушников в серии OB не было никогда). Отдельные голоса можно было индивидуально панорамировать и направлять в соответствующей пропорции на выходы синтезатора. Также был предусмотрен разъем для подключения устройства Cassette Interface, позволявшего создавать резервную копию данных на обычной аудиокассете.

Несмотря на то, что Oberheim OB-X вряд ли может потрясти воображение сегодняшнего клавишника списком своих функций, у него до сих пор есть важнейшее преимущество: он звучит фантастически, ошеломляюще, массивно даже по современным меркам.

Oberheim OB-Xa

Основным конкурентом Oberheim была компания Sequential Circuits, и ее главный продукт, синтезатор Prophet 5, хорошо держался на позиции лидера. OB-X проигрывал ему в секции модуляции: у Phophet 5 она была мощнее, тем самым диапазон тембров, которые можно было благодаря ей получить, был шире. Надо заметить, что оба инструмента были весьма дорогими (цена базовой, т.е. четырехголосной модели OB-X составляла в 1979 году более четырех с половиной тысяч долларов), и неудивительно, что OB-X не смог отнять корону лидера у своего конкурента. Для Тома Оберхайма настало время серьезно задуматься об апгрейде своей флагманской модели.

OB-Xa

Обновленная версия получила название OB-Xa и вышла в свет в начале 1981 года. Особо радикальных изменений вроде бы не было, но зато имелось множество улучшений, которые позволили вернуть Oberheim в список лидеров индустрии и вызвать новый подъем интереса у пользователей. Начнем с того, что внешний вид инструмента изменился и приобрел те самые черты (черный корпус и фронтальная панель с голубыми полосками), на основе которых многие поклонники музыкальных синтезаторов с первого взгляда отличают инструменты Oberheim от других его современников. Помимо внешних изменений, OB-Xa отличался возможностью наслаивать звуки на клавиатуру или разделять ее на две части, создавая таким образом тембр для аккомпанемента и тембр для соло. Учитывая возможность сохранения восьми таких пресетов, эта функция по тем временам производила настоящий фурор.

Синтезаторный «движок» также подвергся обновлению. Фильтр теперь был снабжен возможностью выбора крутизны среза (12 или 24 дБ/окт.), что позволяло создавать интересные звуковые краски. При использовании фильтра четвертого порядка получался типичный «муговский» саунд. Кнопка кроссмодуляции была заменена: теперь на ее месте находился переключатель, который назначал огибающую фильтра на изменение высоты тона второго осциллятора, благодаря чему создавались классические «вопящие» звуки.

Модель OB-Xa выпускалась в шести- и восьмиголосном вариантах. Внутреннее устройство синтезатора претерпело значительные изменения: теперь везде использовались микропроцессоры Curtis (в OB-X они работали только в секции генераторов огибающих). Несмотря на такую радикальную смену компонентов, значительного изменения характерного саунда в худшую сторону Oberheim не последовало — OB-Xa, как и его предшественник, отличался удивительно мощным и богатым звуком. Смена компонентов сказалась и на том, что OB-Xa стал по-настоящему концертным инструментом: он был легче своего предшественника и в гастрольных переездах показал себя с более надежной стороны.

Панель контроллеров

В конструкцию панели performance-контроллеров OB-Xa также были внесены значительные улучшения. Регуляторы, расположенные слева от клавиатуры, теперь могли использоваться для независимой модуляции каждого осциллятора и части, назначенной на клавиатуру в режиме split или layer. Кроме того, в OB-Xa было три генератора низкой частоты: один располагался на панели контроллеров, а два других LFO — на соответствующих голосовых платах. Несмотря на то, что на основной панели имелся только один набор регуляторов, каждая половина наслоенной или разделенной части могла иметь собственные установки модуляции.

Разработчики также расширили диапазон функций контроллеров. Например, регулятор Speed мог использоваться для преобразования формы волны, а регуляторы transpose и pitch bend управляли вторым осциллятором, что было в особенности эффективно при синхронизации осцилляторов или при значительной расстройке одного осциллятора относительно другого. Наличие этих и других им подобных «мелочей» свидетельствовало о том, что серия OB вошла в период зрелости.

Редактирование тембров

Владельцам OB-X для редактирования тембров требовалось предварительно войти в соответствующий режим, который активировался путем нажатия на специальную кнопку. На OB-Xa, в отличие от его предшественника, все регуляторы были активны по умолчанию. Создав новый тембр, музыкант мог его сохранить в память инструмента. Редактирование происходило с высокой степенью точности. При повороте регулятора происходило добавление или вычитание значения относительно той величины, которая хранилась в памяти. Это был более удобный способ работы по сравнению с тем, что был реализован в синтезаторах Roland Jupiter или Sequential Circuits Prophet, где происходил скачок значения редактируемого параметра на физическую величину, на которую устанавливался соответствующий регулятор. Работая на OB-Xa, вы имели возможность стереть значение и просмотреть настоящую установку: для этого вам требовалось повернуть регулятор полностью влево и затем полностью вправо. А для тех энтузиастов звукового дизайна, кто не боялся строить тембры «с нуля», даже был предусмотрен переключатель, который отсоединял модуль программатора.

Стоит также отметить функцию автоматической настройки, которая была реализована в OB-Xa. Эта функция не только работала быстрее, чем в Prophet, но и была, выражаясь современным языком, гораздо более дружественной по отношению к пользователю. Она работала следующим образом: после нажатия на кнопку настройки синтезатор начинал проверку всех голосов, и этот процесс отображался на светодиодных индикаторах. Можно было сразу определить, какие голоса не были настроены (соответствующие индикаторы продолжали гореть после окончания проверки). Если строй того или иного голос начинал плыть, то процесс настройки занимал некоторое время, что также вполне адекватно отображалось при помощи светодиодов (автотюнер словно бы «зависал» над голосом во время проверки, и можно было сразу определить, что с ним будет проводиться дополнительная работа). Эта система понравилась многим пользователям, и отзывы о ней были самые положительные.

На задней панели OB-Xa располагался 37-контактный компьютерный интерфейс, предназначенный для коммутации синтезатора с другими моделями Oberheim (OB-Xa, OB-8, ритм-машиной DMX или секвенсером DSX). Это позволяло собрать различное оборудование Oberheim в общую систему. По современным меркам это, конечно же, не вызывает особого удивления, однако необходимо вспомнить, что на момент выхода OB-Xa еще не существовало единого стандарта передачи музыкальных данных (до разработки стандарта MIDI должен был пройти как минимум еще один год).

Последующие апдейты OB-Xa позволили расширить память синтезатора до 120 программ и внести улучшения в работу функции автоматической настройки и взаимодействие с интерфейсом кассетного магнитофона. Выбор дополнительных звуков осуществлялся путем удерживания переключателей банков и нажатия кнопок от 1 до 8. В те времена еще не существовало возможности ввода названия патча в таком виде, в каком оно сразу бы вызывало соответствующие ассоциации, поэтому, удерживая переключатели банков A, C и D и нажав на кнопку 5, вы создавали патч под названием ACD5, название которого мало о чем вам говорило. Нередко музыканту было необходимо прикладывать определенные усилия, чтобы вспомнить, что именно он запрограммировал в тот или иной патч. (Кстати, пресет A1 — это именно тот звук, которым исполнялась партия синтезатора в песне «Jump» группы Van Halen во время концертов.)

Таблица 1. Технические характеристики синтезаторов Oberheim

Итак, с выпуском OB-Xa компания Oberheim вернулась себе статус лидера «синтезаторостроения». Начался массовый спрос на этот инструмент. Среди тех, кто использовал новый синтезатор, мы видим самые известные имена: уже упоминавшаяся выше группа Van Halen, а также New Order, Stranglers, Thompson Twins, Queen (альбом «Flash Gordon»), Prince, Cliff Richard, Gary Numan и многие, многие другие.

Помимо базовой конфигурации OB-Xa, выпускалось несколько вариантов этого синтезатора. Модель OB-Sx, вышедшая в 1980 году, представляла собой четырехоктавную пресетную версию OB-Xa. На музыкальных выставках того времени также была представлена модель OB-Xpander (не следует путать ее с Oberheim Xpander, выпуск которого начался в 1984 году), которая, по сути, являлась четырехголосным мультитембральным звуковым модулем, реализованным в 1983 году также в виде синтезатора OB-8. Но о следующих моделях синтезаторов Oberheim мы продолжим рассказ в другой раз.

 

Текст Елены Степановой

Журнал: «In/Out — техника в шоу-бизнесе» № 64 (№ 3, 2008)
Рубрика: Кунсткамера

Обсуждение в соцсетях:

Tags: ,