Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » История музыкальных технологий, Обзоры и статьи, Синтезаторы и клавишные

Синтезаторы Oberheim. Часть вторая. Серия OB

Автор: Дата: 01/10/2008 – 23:45
Oberheim ОB-1 выпускался в двух вариантах отделки корпуса

Сегодня у нас речь зайдет о серии OB, выпуск которой начался в 1978 году. Синтезаторы этой серии стали настоящей американской «классикой» и являлись главным элементом лос-анджелесского саунда 80-х годов XX века.

Имя Тома Оберхайма приобрело широкую известность в середине 1970-х годов, когда компания, которую он возглавлял, выпустила на суд музыкантов первые полифонические синтезаторы, построенные на основе модуля SEM. Oberheim 2 Voice, 4 Voice и 8 Voice активно использовались многими популярными исполнителями, работавшими в различных стилях электронной музыки, в том числе Depeche Mode, Styx, Pink Floyd, Tangerine Dream и др. Синтезаторы Oberheim славились своим мощным, теплым звучанием, богатыми тембрами медных духовых и струнных инструментов, не говоря уже о великолепных звуках колоколов и имитации тембров органа Hammond. Однако серия ранних моделей рано или поздно должна была смениться чем-то новым. Это произошло в 1978 году, когда лидерство Oberheim стала оспаривать компания Sequential Circuits с выпуском Prophet 5. Это был полностью программируемый полифонический синтезатор, очень быстро завоевавший популярность у музыкантов. Том Оберхайм не замедлил дать свой ответ: уже в июле 1979 года профессиональному музыкальному сообществу была представлена модель OB-X, ставшая флагманом новой серии. Но сперва мы будем говорить об Oberheim OB-1 — очень интересном синтезаторе, выпущенном годом раньше и во многом определившем серию, которую он открыл.

Oberheim ОB-1 выпускался в двух вариантах отделки корпуса

Oberheim OB-1

Аналоговый синтезатор OB-1, вышедший в свет в конце 1977 или начале 1978 года, считается первым полностью программируемым инструментом с возможностью сохранения пресетов, который поступил в массовое производство. (Его первенство оспаривается только синтезатором PPG 1003 Sonic Carrier, который появился в 1976 году, но был выпущен в количестве вряд ли более двух десятков экземпляров. PPG 1003 был гибридным инструментом, в котором использовались как аналоговые, так и цифровые компоненты, и на нем можно было исполнять не только одноголосные, но и двухголосные партии).

OB-1 был создан на основе той же архитектуры, что и первое детище Тома Оберхайма — синтезаторный модуль SEM. Новый синтезатор представлял собой простой в использовании монофонический клавишный инструмент, в который были заложены возможности программирования и сохранения пресетов. В истории Oberheim эта модель занимает отдельное место: дав начало будущей популярной серии полифонических синтезаторов, OB-1 был монофоническим инструментом, своего рода переходным этапом между ранними моделями и будущими легендами Oberheim. При этом OB-1 стал единственным максимально полно оснащенным одноголосным синтезатором, когда-либо произведенным Томом Оберхаймом. В нем были представлены все новейшие на тот момент достижения, в том числе и те, которые по разным причинам не были реализованы в последующих моделях.

Генератор низких частот (LFO) и фильтр, управляемый напряжением (VCF)

Oberheim OB-1 отличался классическим «жирным» звуком басовых и сольных тембров. Его звучание чем-то напоминает Roland SH-101 и MicroMoog (что неудивительно, так как методы синтеза, используемые в этих инструментах, были практически идентичны). Басы OB-1 ни за что не перепутаешь с Moog, но по мощи их скорее можно отнести к саунду инструментов, выпускавшихся компанией ARP. Для раскрытия всего звукового потенциала сольных тембров требовалась презиционная настройка осцилляторов, но терпение, которые музыкант вкладывал в этот процесс, полностью окупалось.

В OB-1 имелось восемь ячеек памяти, два аналоговых осциллятора VCO (каждый со своим субосциллятором), исключительно мощный фильтр VCF с переключаемой крутизной среза и генератор низкой частоты (LFO), при помощи которого можно было управлять секцией VCA или VCF. Генератор низкой частоты создавал квадратную или синусоидальную волну (плюс волну Sample+Hold) и был снабжен регуляторами задержки и частоты. Параметры резонанса, key track и частоту среза фильтра VCF можно также было изменять при помощи огибающей ADSR. Инструмент имел 32 клавиши, был оснащен входами и выходами CV/Gate, а также генератором шума. Слева от клавиатуры располагался контроллер. Инструмент выпускался в двух вариантах исполнения корпуса: первая версия была чуть больше по размеру, ее рабочая панель была окрашена в черный цвет. В отделке второй версии использовалась серая краска.

В секции осцилляторов OB-1 создавались пилообразная и импульсная волны, причем был предусмотрен отдельный регулятор, который позволял плавно преобразовывать пилообразную волну в синусоидальную или изменять ширину импульса для импульсной волны. Это была очень необычная для своего времени функция, а в сочетании с возможностью изменения параметров формы волны при помощи управляющего напряжения она позволяет вывести OB-1 в ранг исключительно редких инструментов, в число которых входят такие мало кому известные модели, как Multimoog, Kobol и др. Два полноценных генератора огибающих, имевшихся в OB-1, также заслуживают отдельного упоминания: по отзывам многих пользователей, они являлись замечательными средствами формирования звука, позволявшими добиваться исключительно точных, совершенных с музыкальной точки зрения изменений.

Инструмент высоко ценился музыкантами за свою гибкость. Среди известных исполнителей, выбравших OB-1 в качестве альтернативы для создания басовых или сольных партий, можно упомянуть группы Tangerine Dream, Rush, Supertramp и Herbie Hancock. Синтезатор был настолько популярен, что одно время даже существовала легенда, что один из главных героев «Звездных войн», рыцарь-джедай Оби-Ван Кеноби, получил свое имя в честь OB-1. (Скорее всего, это была шутка, но кто знает — в любом случае, первый фильм Джорджа Лукаса, давший начало будущему сиквелу, и первая модель Oberheim OB были «одногодками».)

 

Oberheim OB-X

Oberheim OB-X — один из самых совершенных синтезаторов, когда-либо созданных Томом Оберхаймом, и при этом в наши дни он абсолютно незаслуженно забыт. OB-X нередко путают с моделью OB-Xa, которая пришла ему на смену. OB-X звучит, например, в композиции «Jump» группы Van Halen (он был записан через комбик Marshall) и в альбоме «Magnetic Fields» Жан-Мишеля Жарра (который, как и Van Halen, на концертах играл на синтезаторе OB-Xa, проявившем себя в напряженных условиях гастрольной жизни как более надежный инструмент, нежели ориентированный на студию OB-X). На OB-X играли такие известные музыканты, как Herbie Hancock и Chick Corea, а также группы Depeche Mode, Queen, Supertramp, Japan, Tangerine Dream, Rush, Simple Minds, Chicago, Styx, Ultravox и многие другие.

Oberheim OB-X

Путь сигнала в OB-X, по сути, мало чем отличался от той схемы, которая использовалась в SEM. Принципиальное отличие заключалось в том, что в OB-X управление всеми параметрами звука было возложено на микропроцессор. Oberheim OB-X был полностью программируемым инструментом. В нем имелось 32 ячейки памяти, организованные в четыра банка (от A до D). Пользователю предлагалось самому выбрать полифонию при покупке инструмента: можно было приобести четырех-, шести- или восьмиголосную модель и добавить дополнительные «голосовые платы» впоследствии. Корпус OB-X легко открывался в целях доступа к внутренним компонентам. В цепи сигнала использовались аналоговые элементы, в секции огибающих — процессоры Curtis. Именно по этой причине каждый экземпляр OB-X имел немного отличный от других своих собратьев по серии звук.

// конец ознакомительного фрагмента //

Полный текст статьи и другие материалы доступны авторизированным пользователям учебного раздела сайта. http://student.1000tracks.ru/


Текст Елены Степановой

Журнал: «In/Out — техника в шоу-бизнесе» № 64 (№ 3, 2008)
Рубрика: Кунсткамера

Обсуждение в соцсетях:

Tags: ,