История синтезаторов ARP: ключевые модели

Американская компания ARP Instruments была основана в инженером Аланом Р. Перлманом (Alan R. Pearlman) в 1969 году и просуществовала до начала 1980-х. Она прославилась благодаря трем основным моделям синтезаторов — ARP 2500, ARP 2600 и ARP Odyssey.
APR 2500 — монофонический аналоговый модульный синтезатор, первое детище ARP, появившееся на свет в 1970 году. Были разработаны модули VCO, фильтров, генераторов огибающей, модуляторов, sample and hold, секвенсера, из которых комплектовалась система. В основной блок (Studio, центральная часть системы) можно было установить 15 модулей, а в боковые (Wing, левое и правое «крыло») — еще по 8 модулей. Модули устанавливались в ряд по центру блоков, в виде линейки, а внизу и наверху располагалась матрица коммутации.
Музыканты, использовавшие ARP 2500: Дэвид Боуи, Вангелис, Жан-Мишель Жарр, Kraftwerk, The Who и другие.
Фильмы: «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга (1977 г.).
ARP 2600 производился с 1971 по 1981 год и имел полумодульную конструкцию. Эта модель завоевала популярность у музыкантов благодаря тому, что в ней был фиксированный набор основных компонентов, заранее скоммутированных между собой. Модель с синей панелью управления («Blue Marvin») выпускалась в начале 1971 года; последующие модификации имели панель серого цвета («Grey Meanie»). Считается, что ранние модели звучат лучше, чем более поздние; ситуация с надежностью конструкции обратная.
ARP 2600 имел три осциллятора, один фильтр с крутизной среза 24 дБ/окт., одну огибающую ADSR, один VCA и модуль микшера.
Музыканты: Depeche Mode, Weather Report, Chemical Brothers, Жан-Мишель Жарр, Стиви Уандер, Винс Кларк, Пит Таунсенд и многие другие.
Фильмы: «Звездные войны» (астродроид R2-D2).
Модель «Blue Marvin» (шаговый секвенсер Doepfer Dark Time используется для управления ARP 2600 по CV):
Модель «Grey Meanie»:
Демонстрация работы фильтров ARP 2600:
ARP Odyssey — урезанная версия ARP 2600, концертная модель, «ответ» Алана Перлмана Роберту Мугу, разработавшему Minimoog. Odyssey имел два осциллятора и был первой двухголосной моделью. Выпускался с 1972 по 1981 год.
В Odyssey был резонансный пропускной фильтр НЧ, огибающие ADSR, LFO с синусоидальной волной и меандром, а также функция sample-and-hold. В числе новых функций — возможность последовательного подключения пропускных фильтров ВЧ и НЧ, синхронизация осцилляторов, модуляция ширины импульса.
Музыканты: Херби Хэнкок, Элтон Джон, Жан-Люк Понти, Вангелис, ABBA, Tangerine Dream, Jethro Tull, Kansas и другие.
Еще одна модель, оставившая заметный след в поп- и рок-музыке 1970-х — ARP Solina String Ensemble. На этом клавишном инструменте можно было играть звуками струнных (скрипки, альта, виолончели, контрабаса) и духовых (труба, валторна). Solina был разработан специалистами компании Eminent (Нидерланды) как компонент электрооргана Eminent 310; позднее права на стрингс-синтезатор приобрела компания ARP и стала выпускать его под своим именем. Подробнее про ARP Solina (и его программную версию Arturia Solina V) рассказано в отдельной статье.
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Tags: ARP (компания), синтезаторы и клавишные инструменты, электронные музыкальные инструменты