Композиционные средства электронной музыки (рецензия)

(Рецензия на книгу К. Роудза “Composing Electronic Music: A new Aesthetic”, 2015)
Степанова Елена Борисовна
ORCID: 0000-0003-2072-2943
Аннотация: В монографии C. Roads “Composing electronic music: A new aesthetic”, опубликованной в 2015 году издательством Oxford University Press, поднимаются такие вопросы, как феномен электронной музыки, общие черты, свойственные традиционной и “новой” (т.е. электронной) музыке, методы музыкальной композиции, эстетика и характерные особенности электронного материала.
Ключевые слова: электронная музыка, эстетика, методы современной музыкальной композиции.
Кертис Роудз — композитор, известный исследователь компьютерной музыки, преподаватель электронной музыкальной композиции в Калифорнийском университете (Санта-Барбара). Его монография “Composing electronic music: A new aesthetic” обрисовывает предлагаемую автором теорию композиции, основанную на применении инструментального арсенала электронной музыки. Центральное звено дискурса — понятие нарративной структуры в композиции: рождение, взаимодействие, трансформация звуков.
Теория К. Роудза во многом основывается на концепции “эстетики новой музыки”, которую сформулировал в первой половине XX века французский композитор-визионер Эдгар Варез (1883 — 1965), предсказавший “освобождение звука”, которое, в частности, должно включать отход от традиционного понятия мелодии, замену линейного контрапункта движением звуковых масс и смещением звуковых планов. По словам Вареза, “всё музыкальное произведение станет мелодической тональностью… будет течь, как река”.
Фундаментальный элемент эстетической теории Вареза заключается в открытом подходе к звуку: согласно этой теории, любой звук может выполнять определенную функцию в музыкальном контексте. Но, говоря об открытом подходе, К. Роудз настаивает на необходимости новой парадигмы для организации музыкальной структуры: расширение возможностей музыкальной формы, ставшее результатом такого подхода, привело к созданию разнообразных новых форм, не всегда успешных. Неоднородность звукового материала вызвала неоднородность музыкальной структуры.
Переходя к рассмотрению общих для электронной и традиционной музыки черт, К. Роудз высказывает утверждение, что электронная музыка является одновременно и лабораторией, в которой происходит дальнейшее развитие традиционных методов композиции, и переломным моментом в их развитии.
Прежде всего, по глубокому убеждению К. Роудза, электронная музыка не является музыкальным жанром как таковым. Гибкость инструментального набора электронной музыки отнюдь не навязывает композитору определенный стиль. Электронный материал может служить средством выражения в любых других жанрах и стилях.
Говоря об инструментальных средствах и методах работы, характерных для электронной музыки, К. Роудз утверждает, что они могут быть объединены с традиционными средствами и практиками — и это неизбежно приведет к созданию «гибридных» музыкальных композиций. Автор подчеркивает, что проблемы организации музыкального материала остаются универсальными: “Конструкция мелодии, гармоническая текстура, динамика, ритм, фраза, развитие тембра, форма, идея являются важными как в традиционной, так и в электронной музыке”.
Автор затрагивает вопрос «информационной основы» произведений современных композиторов и говорит о том, что любой музыкальный материал, в том числе электронная музыка, может служить платформой для выражения «экстрамузыкальных» идей, в число которых могут входить драматические и театральные, культурные и политические, формальные и алгоритмические, концептуальные и философские, психологические и духовные проблемы.
Говоря о характерных особенностях электронной музыки, К. Роудз перечисляет следующие:
— безграничность “вселенной гетерогенных звуковых объектов”;
— концепция многоуровневости (вплоть до микрозвука);
— конвергенция виртуального и физического звуковых полей;
— морфофоричность высоты тона, времени, тембра и пространства (т.е. их способность выражать структуру).
Морфофоричность, по мнению Роудза, предопределяет тот факт, что процесс композиции может основываться на тембральных мутациях, тембральном и пространственном контрапункте, детальном управлении сложными звуковыми массами, противопоставлении виртуальных и реальных звуковых ландшафтов, слиянии и распаде звука, многоуровневом взаимодействии на разных временных шкалах — и это делает процесс электронной композиции уникальным, так как с помощью акустических инструментов невозможно столь же успешно достичь аналогичных результатов.
Важно отметить, что книга К. Роудза не является пошаговым учебником, по которому желающие могли бы освоить методы музыкальной композиции с использованием современного программного обеспечения. Напротив, монография ориентирована на композиторов-экспериментаторов и максимально полно рассматривает такие понятия, как природа звука, создание и трансформация звукового материала, артикуляция в пространстве, звуковой нарратив, феномен ритма в музыке (в том числе не только ритмические пульсации, но и ритм гармонических изменений, ритм структуры музыкальной пьесы, ритм дыхания и т.д.). Каждая глава монографии снабжена историческим экскурсом: в случае с ритмом это эксперименты композиторов первой половины XX века, начиная с Генри Коуэлла (совместно с русским изобретателем Л. Терменом сконструировавшего “ритмикон”), Эдгара Вареза (написавшего первое в истории произведение только для перкуссии) и Конлона Нанкарроу (автора наиболее сложных в ритмическом плане произведений для механического пианино). Таким образом, круг вопросов, детально рассмотренных в книге “Composing electronic music: A new aesthetic”, по праву может претендовать на статус энциклопедии и представляет интерес для композиторов, специализирующихся в области электронной (прежде всего экспериментальной) музыки, предлагая научный базис для нового поколения музыкантов-“электронщиков”.
Список литературы:
1. Roads C. Composing electronic music: A new aesthetic. — Oxford University Press, 2015. — 512 p.
Статья была написана для сборника Всероссийской научно-практической конференции «Искусство – Образование – Культура: традиции и современность» (21–26 апреля 2019 года, г. Москва).
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Tags: музыковедение