Теория творческих медиа (1): общие комментарии

Фрагмент эссе Е. Степановой «Research Methods and Theoretical Perspectives» («Методы исследования и теоретические перспективы», 2011), написанного в рамках работы над теоретической частью ее научного исследования. Перевод с англ.
Теория творческих медиа — относительно молодая дисциплина, все еще находящаяся в процессе формирования, поскольку большинство электронных медиа были разработаны за последние 100 лет, а новейшее дополнение к ней (Интернет) получило широкое распространение лишь в течение последних двух десятилетий.
Теоретическая часть творческих медиа основывается на нескольких ключевых текстах, часть из которых в свою очередь базируется на работах писателей и художников, специализирующихся в жанре “фэнтези” и “научная фантастика”, нежели на строгих научных определениях. Дональд Телл в своей статье “From the Cyberglobal Chaosmos to the Gutenberg Galaxy: The Prehistory of Cyberelectronic Language(s)” утверждает, что такая практика является распространенной: “Многие медиа-экологи, такие как такие как Уолтер Онг или Маклюэн (и даже Эрик Хэвлок), разработали свои исходные идеи на основе произведений поэтов и художников, которые их очаровали”. Разнообразие идей, доступных для исследований, может ошеломить начинающего исследователя. Ключевые понятия, формирующие теорию творческих медиа — это идеи Маршала Маклюэна, теория постмодерна, история мультимедиа, информационное искусство (information arts), киберпространство, киберкультура и киберэстетика. [6]
В основе современной реальности лежат электронные СМИ всех видов, влияя и определяя мир, в котором мы живем. Как пишет М. Рекс Миллер в статье “The Digital Dynamic: How Communications Media Shape Our World” («Цифровая динамика: как коммуникационные медиа формируют наш мир»), опубликованной в 2005 году в журнале “The Futurist Magazine”:
Телевидение начало входить в быт менее 60 лет назад и быстро изменило почти каждый аспект человеческой жизни — от бизнеса и образования до политики и спорта. Теперь средства цифровой коммуникации — компьютеры, КПК, Интернет, смартфоны Blackberry и т. д. — начинают еще одну революцию в области коммуникации, которая может привести к еще более радикальному преобразованию нашей жизни. [4]
Революция коммуникации формировала Интернет как социальное пространство, среду распространения и двигатель социальных и коммерческих изменений; как пространство взаимосвязанных практик (Taylor et al., 2002, стр. 222); «поток знаний» (Lévy) и диалогическое пространство (Lovejoy 2004). Доступ ко всем этим функциям можно получить одновременно. М. Лавджой пишет:
Кооперативные системы, такие как Интернет, заменяют концептуальные системы, основанные на идеях центра, поля, иерархии и линейности. Метафора сети заменяет эти системы на узлы, ссылки, пути, сети. […] Доступ осуществляется через несколько входов, причем ни один из них не является более важным, чем другой (подобно телевидению). У него нет начала. Он задуман как серия сетей и ссылок. Он никогда не закрывается и базируется «на системе ссылок на другие книги, другие тексты, другие предложения. Это узел в сети … сеть ссылок». [2, стр. 227]
В качестве диалогического места Интернет особенно благоприятен для искусства как дисциплины, предмета, и является средством общения между людьми со всего мира. Но ему нужно направление, потому что в противном случае, как утверждает М. Лавджой, «мы переходим на неизведанную территорию, которая имеет большие перспективы, но представляет собой большие проблемы» [2, стр. 223].
Пространство Интернета столь же многогранно, как и мультимедиа, которая формирует его структуру. Определяя характер мультимедиа, R. Packer и K. Jordan пишут во введении к «Multimedia: from Wagner to virtual reality» о неуловимой природе данного предмета исследования: “Мультимедиа по своей природе является дисциплиной открытой, демократической, неиерархической, гибкой, разнообразной, объединяющей […]. Возможно, самым последовательным качеством мультимедиа станет постоянно меняющийся характер”. [3, стр. Xxx — xxxi]
Библиография:
1. Lévy P. Cyberculture. — Paris: Editions Odile Jacob. — 1997.
2. Lovejoy M. Digital Currents: Art in the Electronic Age. — New York: Routledge. — 2004.
3. Packer R., Jordan K. Multimedia: from Wagner to virtual reality. — Norton. — 2002.
4. Rex Miller M. (2005) The Digital Dynamic: How Communications Media Shape Our World // The Futurist. — 2005. — Vol. 39, Issue 3. — С. 31–.
5. Taylor B.C., Demont-Heinrich C., Broadfoot K.J., Dodge J., Jian G. New Media and the Circuit of Cyber-Culture: Conceptualizing Napster // Journal of Broadcasting & Electronic Media. — 2002. — Vol. 46, Issue 4.
6. Theall D. From the Cyberglobal Chaosmos to the Gutenberg Galaxy: The Prehistory of Cyberelectronic Language(s). — URL: http://www.media-ecology.org/publications/MEA_proceedings/v3/ (3.11.2010)
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Эта статья также доступна на другом языке: Английский
Tags: музыковедение, научные работы