Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » Научные публикации

Теория творческих медиа (1): общие комментарии

Автор: Дата: 25/07/2011 – 17:00

Фрагмент эссе Е. Степановой «Research Methods and Theoretical Perspectives» («Методы исследования и теоретические перспективы», 2011), написанного в рамках работы над теоретической частью ее научного исследования. Перевод с англ.

Теория творческих медиа — относительно молодая дисциплина, все еще находящаяся в процессе формирования, поскольку большинство электронных медиа были разработаны за последние 100 лет, а новейшее дополнение к ней (Интернет) получило широкое распространение лишь в течение последних двух десятилетий.

Теоретическая часть творческих медиа основывается на нескольких ключевых текстах, часть из которых в свою очередь базируется на работах писателей и художников, специализирующихся в жанре “фэнтези” и “научная фантастика”, нежели на строгих научных определениях. Дональд Телл в своей статье “From the Cyberglobal Chaosmos to the Gutenberg Galaxy: The Prehistory of Cyberelectronic Language(s)” утверждает, что такая практика является распространенной: “Многие медиа-экологи, такие как такие как Уолтер Онг или Маклюэн (и даже Эрик Хэвлок), разработали свои исходные идеи на основе произведений поэтов и художников, которые их очаровали”. Разнообразие идей, доступных для исследований, может ошеломить начинающего исследователя. Ключевые понятия, формирующие теорию творческих медиа — это идеи Маршала Маклюэна, теория постмодерна, история мультимедиа, информационное искусство (information arts), киберпространство, киберкультура и киберэстетика. [6]

В основе современной реальности лежат электронные СМИ всех видов, влияя и определяя мир, в котором мы живем. Как пишет М. Рекс Миллер в статье “The Digital Dynamic: How Communications Media Shape Our World” («Цифровая динамика: как коммуникационные медиа формируют наш мир»), опубликованной в 2005 году в журнале “The Futurist Magazine”:

Телевидение начало входить в быт менее 60 лет назад и быстро изменило почти каждый аспект человеческой жизни — от бизнеса и образования до политики и спорта. Теперь средства цифровой коммуникации — компьютеры, КПК, Интернет, смартфоны Blackberry и т. д. — начинают еще одну революцию в области коммуникации, которая может привести к еще более радикальному преобразованию нашей жизни. [4]

Революция коммуникации формировала Интернет как социальное пространство, среду распространения и двигатель социальных и коммерческих изменений; как пространство взаимосвязанных практик (Taylor et al., 2002, стр. 222); «поток знаний» (Lévy) и диалогическое пространство (Lovejoy 2004). Доступ ко всем этим функциям можно получить одновременно. М. Лавджой пишет:

Кооперативные системы, такие как Интернет, заменяют концептуальные системы, основанные на идеях центра, поля, иерархии и линейности. Метафора сети заменяет эти системы на узлы, ссылки, пути, сети. […] Доступ осуществляется через несколько входов, причем ни один из них не является более важным, чем другой (подобно телевидению). У него нет начала. Он задуман как серия сетей и ссылок. Он никогда не закрывается и базируется «на системе ссылок на другие книги, другие тексты, другие предложения. Это узел в сети … сеть ссылок». [2, стр. 227]

В качестве диалогического места Интернет особенно благоприятен для искусства как дисциплины, предмета, и является средством общения между людьми со всего мира. Но ему нужно направление, потому что в противном случае, как утверждает М. Лавджой, «мы переходим на неизведанную территорию, которая имеет большие перспективы, но представляет собой большие проблемы» [2, стр. 223].

Пространство Интернета столь же многогранно, как и мультимедиа, которая формирует его структуру. Определяя характер мультимедиа, R. Packer и K. Jordan пишут во введении к «Multimedia: from Wagner to virtual reality» о неуловимой природе данного предмета исследования: “Мультимедиа по своей природе является дисциплиной открытой, демократической, неиерархической, гибкой, разнообразной, объединяющей […]. Возможно, самым последовательным качеством мультимедиа станет постоянно меняющийся характер”. [3, стр. Xxx — xxxi]

Библиография:

1. Lévy P. Cyberculture. — Paris: Editions Odile Jacob. — 1997.
2. Lovejoy M. Digital Currents: Art in the Electronic Age. — New York: Routledge. — 2004.
3. Packer R., Jordan K. Multimedia: from Wagner to virtual reality. — Norton. — 2002.
4. Rex Miller M. (2005) The Digital Dynamic: How Communications Media Shape Our World // The Futurist. — 2005. — Vol. 39, Issue 3. — С. 31–.
5. Taylor B.C., Demont-Heinrich C., Broadfoot K.J., Dodge J., Jian G. New Media and the Circuit of Cyber-Culture: Conceptualizing Napster // Journal of Broadcasting & Electronic Media. — 2002. — Vol. 46, Issue 4.
6. Theall D. From the Cyberglobal Chaosmos to the Gutenberg Galaxy: The Prehistory of Cyberelectronic Language(s). — URL: http://www.media-ecology.org/publications/MEA_proceedings/v3/ (3.11.2010)

© Елена Степанова, 2011

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Интервью

Интервью (переводы)

Музыкальные выставки

Научные публикации

Обсуждение в соцсетях:

Эта статья также доступна на другом языке: Английский

Tags: ,