Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура

Следующий фрагмент эссе Е. Степановой «Research Methods and Theoretical Perspectives» («Методы исследования и теоретические перспективы», 2011). Перевод с англ.
В глобальном информационном обществе люди участвуют в качестве фрагмента киберпространства. Электронные СМИ и Интернет, в частности, выступают в качестве расширения человека, физически включающего себя, свой мозг, память, зрение и слух в состав мировой информационной системы. Пятьдесят лет назад профессор Герберт Маршалл Маклюэн высказал предположение, что медиатехнологии обеспечат внешнее расширение человека, его физических способностей, его чувств, превращая тем самым мир в «глобальную деревню». Как только Интернет получил широкое распространение, возникла киберкультура.
Интернет, виртуальная страна с собственной культурой, территорией и населением, не зависит от национальных или политических границ. Когда дело доходит до киберкультуры в целом, ее следует понимать как коллаж, мозаику, вырезанную из бесконечного множества различных субкультур, реализующую себя в киберпространстве глобальной сети. Несомненно, фрагментация Интернета коррелирует с фрагментированной культурой постмодерна в целом. Сети помогают продвигать «племенную психологию», воплощают в себе желание людей выступать в небольших группах, объединенных определенными интересами, общими для отдельных людей.
В своей книге «Cyberculture» Пьер Леви дает описание нового «пространства знаний» (т.е. «всемирной паутины») как открытой, динамичной, текучей среды. В отличие от традиционного знания, характеризующегося линейностью, иерархией и жесткостью структуры, новое пространство неструктурировано, неупорядочено, нелинейно и насыщено информацией (Robins, Webster, 1999, стр. 222). Согласно Леви, отношение к знаниям трансформируется: «прямой носитель знания — не физическое сообщество и его телесная память, а киберпространство, область виртуальных миров, через которые сообщества открывают и строят свои собственные цели, познают себя в качестве интеллектуальных коллективов» (Cyberculture, стр. 197). Это утверждение поддерживает М. Лавджой в книге «Digital Currents» («Цифровые потоки: искусство в электронную эпоху»), говоря о том, что знание отныне существует не в виде фиксированных канонов или текстов с четкими эпистемологическими границами, разделяющими дисциплины; знание — это путь исследования, поиск интеграции и смысла, и траектория этого пути не имеет точных границ или местоположения (Lovejoy 2004, стр. 227). Безусловно, новое технокультурное состояние планеты, информационные и коммуникационные технологии, лежащие в основе киберкультуры, расширяют и дополняют человеческое познание (Levy, 1997).
Библиография:
1. Lévy P. Cyberculture. — Paris: Editions Odile Jacob. — 1997.
2. Lovejoy M. Digital Currents: Art in the Electronic Age. — New York: Routledge. — 2004.
3. Robins K., Webster F. Times of the Technoculture: From the Information Society to the Virtual Life. — London: Routledge. — 1999.
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Эта статья также доступна на другом языке: Английский
Tags: музыковедение, научные работы