Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » История музыкальных технологий, Музыка и музыканты

Калейдофон Дэвида Ворхауса

Автор: Дата: 08/12/2016 – 03:55
kaleidophon sqr

Американец Дэвид Ворхаус (David Vorhaus) выпустил свой первый альбом экспериментальной электронной музыки, который назывался «White Noise: An Electric Storm», на лейбле Island в июне 1969 года. Проект White Noise начинался как творческое сотрудничество между Ворхаусом, контрабасистом и студентом, изучавшим радиоэлектронику, и английскими экспериментаторами-«электронщиками» Делией Дербишир (Delia Derbishire) и Брайаном Ходжсоном (Brian Hodgson), в то время работавшими в BBC Radiophonic Workshop — подразделении Би-Би-Си, занимавшемся созданием звуковых эффектов для теле- и радиопрограмм (в том числе для сериала «Доктор Кто»).

В середине 1970-х Ворхаус разработал собственный электронный музыкальный инструмент под названием «калейдофон», который на BBC тут же ласково окрестили «гибридом скрипки и водосточной трубы».

Инструмент имеет пластиковые струны (в ранней версии они были выполнены из покрытой воском термобумаги с углеродной подложкой), которые можно настроить по квартам (как бас-гитару) или квинтам (как большинство струнных инструментов). По сути, это гибрид бас-гитары и контроллера, с помощью которого можно управлять внешним синтезатором по CV. В одном из интервью Дэвид рассказывал, что изобрел калейдофон, потому что хотел играть как басист и при этом использовать электронные тембры.

Звукоизвлечение на калейдофоне выполняется левой рукой — так же, как на грифе виолончели. Правая рука управляет переключателями, создающими сустейн, повторы нот и т.д.

В 1979 году калейдофон на выставке Ars Electronica, проходившей в Австрии, получил один из трех главных призов (остальные два были присуждены Lyricon и Fairlight CMI). Велись переговоры о том, чтобы запустить инструмент в массовое производство.

Ворхаус продолжает использовать свой уникальный инструмент на концертах и в студии.

Студия Дэвида Ворхауса и разработанные им инструменты — калейдофон и аналоговый секвенсер Maniac (фрагмент документального фильма 1979 года):

Архивный фильм BBC 1976 года (просмотр на фейсбуке):

.

Документальный фильм «The New Sound Of Music» (BBC, 1979 год) с участием Питера Зиновьефф (Peter Zinovieff, изобретатель портативного аналогового синтезатора EMS VCS3), и Дэвида Ворхауса, часть 4:

© Елена Степанова, 2016

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Интервью

Интервью (переводы)

Музыкальные выставки

Научные публикации

Обсуждение в соцсетях:

Tags: ,