Калейдофон Дэвида Ворхауса
Американец Дэвид Ворхаус (David Vorhaus) выпустил свой первый альбом экспериментальной электронной музыки, который назывался «White Noise: An Electric Storm», на лейбле Island в июне 1969 года. Проект White Noise начинался как творческое сотрудничество между Ворхаусом, контрабасистом и студентом, изучавшим радиоэлектронику, и английскими экспериментаторами-«электронщиками» Делией Дербишир (Delia Derbishire) и Брайаном Ходжсоном (Brian Hodgson), в то время работавшими в BBC Radiophonic Workshop — подразделении Би-Би-Си, занимавшемся созданием звуковых эффектов для теле- и радиопрограмм (в том числе для сериала «Доктор Кто»).
В середине 1970-х Ворхаус разработал собственный электронный музыкальный инструмент под названием «калейдофон», который на BBC тут же ласково окрестили «гибридом скрипки и водосточной трубы».
Инструмент имеет пластиковые струны (в ранней версии они были выполнены из покрытой воском термобумаги с углеродной подложкой), которые можно настроить по квартам (как бас-гитару) или квинтам (как большинство струнных инструментов). По сути, это гибрид бас-гитары и контроллера, с помощью которого можно управлять внешним синтезатором по CV. В одном из интервью Дэвид рассказывал, что изобрел калейдофон, потому что хотел играть как басист и при этом использовать электронные тембры.
Звукоизвлечение на калейдофоне выполняется левой рукой — так же, как на грифе виолончели. Правая рука управляет переключателями, создающими сустейн, повторы нот и т.д.
В 1979 году калейдофон на выставке Ars Electronica, проходившей в Австрии, получил один из трех главных призов (остальные два были присуждены Lyricon и Fairlight CMI). Велись переговоры о том, чтобы запустить инструмент в массовое производство.
Ворхаус продолжает использовать свой уникальный инструмент на концертах и в студии.
Студия Дэвида Ворхауса и разработанные им инструменты — калейдофон и аналоговый секвенсер Maniac (фрагмент документального фильма 1979 года):
Архивный фильм BBC 1976 года (просмотр на фейсбуке):
Документальный фильм «The New Sound Of Music» (BBC, 1979 год) с участием Питера Зиновьефф (Peter Zinovieff, изобретатель портативного аналогового синтезатора EMS VCS3), и Дэвида Ворхауса, часть 4:
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Tags: синтезаторы и клавишные инструменты, электронные музыкальные инструменты