К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)

12 октября 2014 года исполнилось 50 лет со дня презентации модульного синтезатора Moog на нью-йоркской конвенции Audio Engineering Society (AES). В этот день в 1964 году д-р Роберт Муг представил миру совершенно новый тип музыкальных инструментов, который повлиял на последующие десятилетия. К юбилею Moog Modular была воссоздана легендарная модульная система Кита Эмерсона.
Этот короткий документальный фильм рассказывает о стремлении компании Moog Music возродить оригинальные методы, материалы и схемотехнические решения, используемые в конструкции модульных синтезаторах.
История успеха модульного синтезатора Moog началась с концерта в Музее современного искусства (Museum of Modern Art, сокр. MoMA, Нью-Йорк).
Боб Муг: Летом 1969 года нью-йоркский Музей современного искусства предложил нам принять участие в серии концертов под названием «Джаз в саду» («Jazz in the Garden»), которые они проводили. Сад, о котором идет речь — это сад скульптур при музее. В тот момент у нас не было инструментов, на которых можно было бы играть живьем. Но нам понравилась идея принять участие в концерте. Времени на то, чтобы сконструировать совершенный ансамбль инструментов, у нас не было, и мы собрали комплект из четырех синтезаторов.
Именно тогда были разработаны первые пресеты — исключительно для концерта в саду.
Б.М. Эти инструменты были оборудованы специальными «пресетными коробками», с помощью которых можно было заранее установить параметры звука, чтобы потом с помощью одной кнопки быстро переключиться с одного пресета на другой. Именно это требовалось для концертного исполнения. Мы пригласили музыкантов, с которыми поддерживали дружеские отношения. На концерт в MoMA пришло четыре тысячи человек. После концерта мы проанализировали, что произвело впечатление на людей, посмотрели на свои инструменты и задумались о том, что с ними делать дальше. Мы сообщили дистрибьютору в Лондоне, что эти инструменты продаются, если кто-либо заинтересуется ими. В результате заинтересовался Кит Эмерсон, а это, в свою очередь, привело к тому, что многие другие музыканты стали использовать синтезаторы в своей концертной деятельности.
Кит Эмерсон: Я все еще использую Moog в составе своего концертного набора, потому что никакие другие инструменты не создают такой звук, как этот синтезатор. Если на него подналечь на стадионе, то может быть… больно.
Б.М.: У Кита огромный талант, он имеет свой особый подход к новому инструменту, электронному инструменту: без особых объяснений, как это работает, он начинает крутить ручки, переключает кнопки, чтобы посмотреть, что получается, и моментально чувствует, как это можно применить в музыке. Например, он придумал особый метод использования глиссандо и получает именно тот тембр, который ему требуется. Он делает это так, как никому до него не приходило в голову. Никто больше не смог получить такие тональные оттенки и никто не делал таких жестов, играя на модульном синтезаторе. Это не только было абсолютно новым — это к тому же звучало здорово.
Перевод Елены Степановой.
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Tags: Moog Music (компания), Боб Муг, синтезаторы и клавишные инструменты