Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » История музыкальных технологий, Обзоры и статьи

История синтезаторов Moog. Модульные системы

Автор: Дата: 01/01/2006 – 04:30

Конечно, Боб Муг не изобретал метод аналогового синтеза как таковой, но он сумел одним из первых создать действующие схемотехнические решения, которые были использованы тысячами музыкантов, и его разработки легли в основу инструментов, на которых сейчас играют миллионы. Именно поэтому имя Боба Муга упоминается наряду с основоположниками звукового синтеза.

Модульные системы Moog сильно отличались от современных синтезаторов. Открытость их архитектуры могла привести в замешательство неопытного пользователя: было необходимо, чтобы пользователь имел представление о назначении компонентов системы и умел правильно коммутировать их между собой, а также использовать возможности формирования тембров, которые эти модули предлагали. Процесс изучения инструмента занимал известное время, но зато потом модульный Moog становился в руках пользователя гораздо более управляемым и доступным для творчества, чем практически любой другой синтезатор.

Прежде, чем переходить к рассмотрению основных «кирпичиков», из которых состояли модульные синтезаторы Боба Муга, нелишне будет вспомнить, какие функции выполняет каждый модуль синтезатора. (Подробно об основных методах синтеза — субтрактивном, аддитивном, FM, wavetable и т.п. — вы можете прочитать в In/Out No34–44).

Компоненты системы

Модульное строение большинства популярных аналоговых синтезаторов (т.е. синтезаторов, работающих на субтрактивном принципе) сложилось к концу 60-х годов. Каждый модуль (VCO, VCF, VCA, LFO, NG, Key, Env, Mix и т.п.) полностью независим от остальных, т.е. все они могут соединять- ся в любом порядке для получения различных режимов синтеза. В концертных синтезаторах большинство модулей соединены жестко (выходной сигнал с Key подается на VCO и Env, с Env — на VCA, с LFO — на VCO и VCA и т.п.). В студийных синтезаторах входы и выходы каждого модуля выведены на переднюю панель, и соединение между ними выполняется при помощи кабелей коммутации. Рассмотрим эти модули поподробнее.

Осциллятор, управляемый напряжением (Voltage Controlled Oscillator, сокращенно VCO). Этот модуль создает основной сигнал синтезатора — в виде синусоидальной, треугольной и пилообразной волны, или прямоугольные колебания с различной шириной импульса. При нажатии той или иной клавиши на вход осциллятора подается управляющее напряжение, а на выходе создается сигнал, имеющий пропорциональную частоту. Как правило, значение напряжение увеличивалось на 1 В на каждую октаву, тем самым увеличение управляющего напряжения на 1/12 В соответствовало изменению частоты на полутон.

Фильтр, управляемый напряжением (Voltage Controlled Filter, сокращенно VCF). Это модуль перестраиваемых фильтров. Под воздействием управляющего напряжения изменяется полоса пропускания фильтра (Band, Contour), частота среза (Cutoff), а также подъем или спад усиления внутри полосы (Resonance — резонанс). Чаще всего используется пропускной фильтр низких частот, который удаляет высокие частоты и имеет резонанс около частоты среза; в более сложных моделях применяются также полосовые фильтры и пропускной фильтр высоких частот. Всеми или частью параметров фильтров можно управлять при помощи регуляторов.

Генератор низкой частоты (Low Frequency Oscillator, сокращенно LFO). Этот модуль создает колебания различной формы с частотой от 0,1 до 20 Гц, которые могут быть смешаны с любым другим управляющим напряжением. Если подать их на VCO, то мы получим частотную модуляцию; на VCF — эффект «вау-вау»; на VCA — амплитудное вибрато (т.е. тремоло). Некоторые LFO могут создавать случайно меняющийся ступенчатый сигнал, дающий интересные на слух виды модуляции.

Генератор шума (Noise Generator, сокращенно NG) создает белый или розовый шум. Огибающая (Envelope, сокращенно Env). Модуль, который создает напряжение, изменяющееся по фазам ADSR (Attack — Decay — Sustain — Release). При поступлении сигнала запуска начинается фаза Attack, которая переходит в Decay и далее — в Sustain, где остается до момента снятия сигнала запуска, после чего фор- мируется фаза Release, и цикл огибающей завершается. Длительность фаз Attack, Decay и Release, а также уровень S задаются соответствующими регуляторами. В конструкцию простых одноголосых син- тезаторов входит только один модуль Env, который позволяет сформировать огибающую для одного звука; в многоголосных синтезаторах таких модулей несколько. В простых инструментах модуль Env формирует только амплитудную огибающую звука, в более сложных имеется отдельный блок для создания спектральной оги- бающей для фильтра или дополнительного управления синтезом.

Усилитель, управляемый напряжением (Voltage Controlled Amplifier, сокращенно VCA). Этот модуль формирует выходной сигнал синтезатора. Обычно его управляющее напряжение берется с модуля Env.

Клавиатура (Keyboard, сокращенно Key). Этот модуль в ответ на нажатие клавиши формирует специальный сигнал, запускающий остальные модули синтезатора, а также сигнал высоты, напряжение которого пропорционально номеру нажатой клавиши.

Микшер (Mixer, сокращенно Mix) суммирует сигналы с выходов осцилляторов в пропорциях, которые задаются при помощи регуляторов. Изменение пропорции микшируемых сигналов создает изменение спектра выходного сигнала.

moog-modular_vrezka1


Эта статья и другие материалы доступны зарегистрированным пользователям учебного раздела сайта. http://student.1000tracks.ru/


Текст Елены Степановой
Фотоматериалы предоставлены Moog Archives


Журнал: «In/Out — техника в шоу-бизнесе» № 53 (№ 4, 2005)
Рубрика: Синтезаторы/сэмплеры


© Елена Степанова, 2005

Обсуждение в соцсетях:

Tags: , , ,