Музыкальное производство: словарь терминов

Краткий словарь терминов (к учебному курсу «Этапы производства музыкальной фонограммы»).
Аналоговый синтезатор — электронный музыкальный инструмент, в котором используются аналоговые электрические цепи для создания аналоговых сигналов. Принципы работы: электромеханический (траутониум, орган Хаммонда), электронный (модульные, затем концертные синтезаторы Moog, ARP, Buchla, EMS). См. также Виртуальный аналоговый синтезатор (VA).
Аранжировка — в строгом понимании искусство адаптации музыкального произведения в форме, отличной от первоначальной. Применительно к процессу создания музыки на компьютере этот термин ближе к понятию «инструментовка», т.е. изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем.
Аудио/MIDI-секвенсер — программное обеспечение, предназначенное для создания музыкальной аранжировки, записи инструментов и вокала, MIDI-треков и треков программных синтезаторов, а также для обработки звука, монтажа и сведения фонограммы. Как правило, в рабочем окне программы аудио- и MIDI-треки располагаются друг под другом на временной шкале (timeline); аудио- и MIDI-данные редактируются с помощью встроенных функций программного обеспечения. Современный аудио/MIDI-секвенсер является сердцем компьютерной музыкальной рабочей станции. Наиболее популярные программы этого типа — Apple Logic, Steinberg Cubase, Avid/Digidesign Pro Tools и т. д.
Аудиоредактор — программное обеспечение, с помощью которого выполняется редактирование аудиофайлов.
Арпеджиатор — функция, позволяющая создавать автоматические музыкальные последовательности (секвенции) на основе нот аккорда, нажатых на клавиатуре. Такой способ исполнения аккорда (ноты звучат друг за другом, а не одновременно) называется «арпеджио», отсюда название функции. Арпеджиаторы возникли на основе систем автоаккомпанемента, которые были представлены в электроорганах начиная с середины 60-х годов, и аналоговых шаговых секвенсеров. В конце 70-х годов функция арпеджиатора стала стандартом для электронных клавишных инструментов. Ноты аккорда могут играться сверху вниз, снизу вверх или в случайном порядке. Арпеджиатор также позволяет контролировать скорость и диапазон (от одной до нескольких октав) создаваемого арпеджио.
Виртуальная студия — см. Онлайн-студия звукозаписи.
Виртуальный аналоговый синтезатор (VA) — цифровой синтезатор, основанный на моделировании работы аналогового синтезатора. В первую волну VA-синтезаторов вошли Clavia Nord Lead (1995 г.), Korg Prophecy (1995 г.), Roland JP-8000 (1997 г.), Access Virus (1997 г.) и Yamaha AN1x (1997 г.). Разработчики ставили перед собой цель возродить звучание, функциональность и пользовательский интерфейс классических синтезаторов, используя метод физического моделирования. Не следует путать виртуальный аналоговый синтезатор с «программными синтезаторами», появившимися в конце 1990-х: VA-синтезатор является аппаратным устройством, в то время как программный синтезатор представляет собой компьютерное приложение для ОС Mac OS/Mac OS X и Windows (а позднее, в 2010-х и далее, также приложение для мобильных устройств.)
Вокодер (англ. vocoder, сокр. от voice coder, «кодировщик голоса») — электронное устройство синтеза речи на основе сигнала с богатым спектром. Исторически вокодер был разработан для систем связи: в 1940 г. компания Bell Labs создала устройство, которое позволяло производить сжатие речевого сигнала для передачи по телефонной линии (во время Второй мировой войны эта разработка использовалась для трансатлантических телефонных переговоров между президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Черчиллем). Однако впоследствии вокодер заинтересовал музыкантов: с помощью него можно было создавать необычные эффекты — прежде всего, «голос робота», что было востребовано в электронной музыке. В вокодере свойства сигнала-модулятора (человеческого голоса) переносятся на сигнал-носитель (звук музыкального инструмента), в результате чего создаётся эффект «говорящего» или «поющего» синтезатора, гитары и т. д. В СССР выпускался ЭМИ «Электроника ЭМ-26», имевший внутренний полифонический тон-генератор стрингс (звуки струнных инструментов), анализатор-синтезатор, модуляционные и вокодерные эффекты.
Генератор огибающей — электронная схема, генерирующая управляющий сигнал, который формирует график изменения амплитуды (огибающую амплитуды) звукового сигнала. Наиболее распространенным примером является генератор ADSR. Аббревиатура ADSR описывает четыре фазы изменения уровня сигнала от момента нажатия на клавишу и до её отпускания — атака, затухание, сустейн (удержание) и сброс (Attack, Decay, Sustain, Release). Фаза атаки (Attack) определяет время, необходимое для увеличения сигнала до максимальной амплитуды после нажатия на клавишу. Затем огибающая переходит в фазу затухания (Decay), в течение которой уровень сигнала снижается, пока не достигнет заданного уровня сустейна (Sustain). Этот уровень сигнала сохраняется до тех пор, пока клавиша не будет отпущена, после чего начинается фаза сброса (Release) и уровень сигнала возвращается к нулю.
Демо-запись — демонстрационная, т.е. «черновая» фонограмма, предназначенная для представления исходной музыкальной идеи. Исторически термин «демо-запись» применялся к фонограммам, записанным музыкальным коллективом или отдельным автором для показа материала представителям звукозаписывающих лейблов (на основании которого в дальнейшем мог был заключен контракт на запись альбома).
«Лестничный» фильтр (ladder filter) — схемотехническое решение, основанное на двух симметричных каскадах из четырех транзисторов с конденсатором между каждой парой транзисторов. Запатентовано Робертом Мугом в 1969 году и применялось в модулях Moog. Считается одним из самых музыкально звучащих фильтров: синтезаторы, в конструкции которых «лестничный фильтр», отличаются богатыми, «густыми» тональными характеристиками.
Матрица модуляции — способ коммутации «источник-цель» для изменения параметров одного сигнала с помощью другого. В качестве источника (source) может использоваться, например, генератор НЧ (LFO), колесо модуляции, параметры aftertouch или velocity, а в качестве цели (destination) — частота среза фильтра, высота тона сигнала, уровень реверберации и т.д. Матрица модуляции широко применяется в синтезаторах, как аппаратных, так и программных, и позволяет свободно создавать и изменять наборы установок «источник-цель». В программном виде матрица реализована в виде окна (Mod Matrix), в котором выбор Source и Destination происходит с помощью раскрывающегося списка в соответствующих слотах. В аппаратных синтезаторах матрица может быть выполнена как коммутационная панель — в виде «таблицы» с вертикальными и горизонтальными рядами, в которой назначение «источник-цель» происходит с помощью кнопок (16 источников х 16 целей в современном Arturia MatrixBrute) или с помощью разъемов и коммутационных кабелей (в модульных синтезаторах 1960-х и 1970-х гг.).
Микшерный пульт — устройство, позволяющее выполнять сведение многоканальной фонограммы в стерео или surround (5.1, 7.1). Другие названия — «консоль» (студийный пульт в крупной студии звукозаписи), «микшер» (диджейский). Микшерный пульт оборудован регуляторами уровня, эквалайзером, индикаторами уровня и т.д. В программном варианте является частью аудио/MIDI-секвенсера.
Обработка сигнала — комплекс мер по модификации исходного звучания инструмента или вокала (компрессия, частотная коррекция и т.д.).
Онлайн-студия звукозаписи — виртуальная студия звукозаписи в сети Интернет, поддерживащая базовые процедуры музыкального производства, такие как запись (в том числе удаленная запись), обработка, сведение. Степень интерактивности может варьироваться в широких пределах (от сообщений на форуме текущего проекта до видеочата между участниками в реальном времени).
Паттерн (от англ. pattern — рисунок) — ритмическая и/или мелодическая последовательность (секвенция), которая создаётся музыкальным инструментом на основе заданного алгоритма. Паттерн может многократно повторяться, создавая тем самым ритмико-мелодическую основу музыкального произведения. В электронной музыке паттерн — это, прежде всего, ритмический рисунок для ударных инструментов, а также басовые мелодические фразы.
Патч (англ. patch) — термин, обозначающий один запрограммированный звук синтезатора, который можно вызвать из памяти с помощью команды Program Change. Сэмплеры и устройства MIDI-эффектов также имеют патчи. Другое название патча — Program.
Полифония — применительно к синтезаторам означает количество нот, которые можно сыграть одновременно. Исчисляется в голосах. Ранние модели были одноголосными (в англоязычной литературе используется термин monophonic, но в данном контексте не переводится как «монофонический»), вслед за ними появились двухголосные (duophonic) и т.д. Число голосов напрямую связано с количеством генераторов тона. Существует также понятие paraphonic, т.е. условное многоголосие, которое отличается от истинного тем, что звук хоть и формируется несколькими генераторами, но обрабатывается в одной и той же цепи фильтров, огибающих и т.д.
Послекасание (aftertouch) — MIDI-параметр, способ генерации управляющего сигнала синтезатора на основе измерения, с какой силой нажата клавиша на MIDI-клавиатуре. Схематически это решается с помощью сенсора, расположенного под клавиатурой. Aftertouch может применяться для управления глубиной вибрато, яркостью фильтра, уровнем громкости звука и т.д. Другое название этого параметра — Pressure (не путать с Velocity, параметром, определяющим, с какой скоростью нажата клавиша, и предназначенным для имитации «отклика» синтезаторной клавиатуры, как у акустических инструментов, управления громкостью или другими характеристиками звука).
Продюсер — тот, кто принимает решения по поводу того, как должна звучать фонограмма. В России исторически эту роль выполнял звукорежиссер. В западной студийной практике продюсер отвечает за финальный продукт (альбом) перед звукозаписывающим лейблом, контролирует процесс записи и сведения альбома. Ему принадлежит решающий голос в таких вопросах, как необходимость записи другого дубля, изменения темпа, аранжировки музыкального произведения, компоновка альбома и т.д.
Проектная студия (также project-студия, домашняя студия). К этой категории традиционно относят малобюджетные студии звукозаписи, предназначенные для записи демо (однако это не означает, что в такой студии нельзя записать полноценный альбом: современная техника этого класса поддерживает достаточно высокое качество звука). Можно утверждать, что данный термин был принят для классификации оборудования, адресованного не крупным студиям, а широкому потребителю.
PCM (Pulse Code Modulation, импульсно-кодовая модуляция) — метод, используемый в цифровых аудиосистемах для кодирования звука в виде двоичных данных.
Ритм-машина, драм-машина, ритм-бокс — ЭМИ, имитирующий звуки ударных и перкуссионных инструментов и создающий на их основе танцевальные ритмы. Первой ритм-машиной был ритмикон — разработка Льва Термена начала 30-х годов прошлого века. Затем в 1957 г. появился Chamberlin Rhythmate, работавший на основе сэмплов, которые проигрывались с закольцованной ленты. Первой драм-машиной, которую можно было программировать, стала Eko ComputeRhythm (1972 г.). А с появлением в 1980 г. модели Linn LM-1 Drum Computer началась эра устройств, работающих на основе цифровых сэмплов. В СССР также выпускались ритм-боксы — например, аналоговый «Электроника Ритм», в который были заложены 30 музыкальных стилей (свинг, боссанова, танго, вальс и т. д.) и звуки ударных инструментов и перкуссии.
Сведение — процесс, при котором отдельные партии инструментов и вокала, записанные на многоканальный носитель (ленту, жесткий диск), объединяются в финальную фонограмму (стерео или surround). Выполняется в студии звукозаписи с использованием микшерного пульта и устройств обработки сигнала. В компьютерной цифровой рабочей станции пульт и устройства эффектов могут быть программными.
Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий звук путем синтеза с помощью генератора звуковых волн. Изменение звучания достигается путем настройки различных параметров (огибающая, фильтр, генератор низких частот). Типы синтеза: аналоговый, цифровой, FM-синтез, физическое моделирование и т.д.
Сэмпл (англ. sample, «образец») — аудиофрагмент, содержащий запись звука музыкального инструмента, голоса и т. д., который используется для воссоздания звучания этого инструмента электронным способом. Например, в очень популярном клавишном ЭМИ 70-х годов, меллотроне, звук генерировался путём проигрывания магнитофонных лент: по одной ленте приходилось на каждую клавишу, и, меняя картриджи с лентами, можно было играть звуками струнных инструментов, духовых и т. д. Первый цифровой сэмплер был разработан в 1969 г. английской компанией EMS, но только в середине 1980-х годов появились доступные по цене «массовые» сэмплеры — выпущенный в 1985 г. Akai S612 имел разрядность 12 бит и частоту дискретизации 32 кГц, объём его памяти составлял 128 кБайт. Использование сэмплеров в музыке породило новые музыкальные направления, в том числе хип-хоп. В наши дни сэмплеры выпускаются как в аппаратном, так и в программном виде.
Сэмплер — электронный музыкальный инструмент, работающий на основе записанных звуков (сэмплов). Первым аналоговым сэплером был меллотрон. Цифровые сэмплеры получили широкое распространение со второй половины 1980-х годов, когда был выпущен Akai S612.
Управляющее напряжение (Control Voltage, CV) — сигнал переменного напряжения, используемый для управления высоты тоной генератора или частотой фильтра в аналоговом синтезаторе. Чтобы управлять аналоговым устройством, не оборудованным MIDI-входом, потребуется конвертер MIDI-to-CV.
Шаговый секвенсер — аппаратное устройство или программное обеспечение, позволяющее записывать последовательность музыкальных нот (секвенцию) не в реальном времени, а последовательно, в шаговом режиме (step mode). Стандартно предлагаются 16 шагов, каждый из которых соответствует длительности 1/16 ноты в музыкальном такте. На каждый из этих шагов пользователь может назначить определённую ноту и присвоить ей ту или иную длительность — например, если требуется, чтобы в одном такте звучала только одна нота, то она назначается на один шаг, а остальные шаги оставляют пустыми. Если требуется, чтобы были сыграны четыре ноты по одной на каждую сильную долю такта, то ноты назначаются на первый, пятый, девятый и тринадцатый шаги. При воспроизведении, которое происходит в режиме закольцовывания, таким образом создаются музыкальные паттерны. Можно объединить несколько паттернов, чтобы получить более длинную композицию. Шаговые секвенсеры встраивались в ритм-боксы и с развитием технологий в определённый момент практически сошли на нет, но с середины 90-х годов на них, как и на аналоговые синтезаторы, наблюдается заметный спрос, и производители начали выпускать современные шаговые секвенсеры как в программном, так и в аппаратном виде.
Эффекты lo-fi (от англ. «low fidelity») — применительно к звукозаписи это умышленно низкое качество звука (ограничение частотной характеристики, искажения, шумы), которое используется как звуковой эффект, т. е. вводится в музыкальную фактуру в художественных целях. Исторически такое звучание возникало по причине несовершенства звукозаписывающей аппаратуры: начинающие музыканты, не имевшие возможности работать в профессиональной студии, были вынуждены использовать недорогую любительскую аппаратуру для записи своей музыки. Постепенно таких записей становилось всё больше, и низкое качество звука стало характерной чертой некоторых музыкальных стилей, сознательным художественным приёмом. С появлением компьютерных систем звукозаписи стали выпускаться плагины «lo-fi», которые позволяют обработать цифровой сигнал подобно тому, как если бы он был записан на низкокачественной аппаратуре.
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)
Обсуждение в соцсетях:
Обсуждение в соцсетях:
