Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы

Степанова Елена Борисовна
ORCID: 0000-0003-2072-2943
Аннотация: В статье рассматривается процесс совместной работы над музыкальным проектом в электронную эпоху: история развития технологий, методыколлективной работы, востребованность данного вида творческой активности у музыкантов.
Ключевые слова: музыкальное сотрудничество в Интернете, онлайн-студия, виртуальная студия звукозаписи.
Прошло без малого двадцать лет с тех пор, как у музыкантов впервые появилась возможность использовать средства всемирной сети Интернет для совместной интерактивной работы над музыкальным произведением. В самом начале нового тысячелетия на сервере ResRocket/Rocket Network была реализована технология, обеспечивающая доступ к компонентам аранжировки (инструментовки) и редактирование их в удаленном режиме. Тем самым музыканты, находясь в разных городах, странах (и даже на разных континентах), смогли совместно сочинять песню или инструментальную пьесу, обмениваться творческими идеями в интерактивном формате.
Новый способ работы над музыкальным проектомбыстро завоевал популярность: к 2002 году технология Rocket Network была интегрирована восновные компьютерные программы для создания музыки.“Сетевая студия звукозаписи” была востребована у тех музыкантов и авторов песен, кто специализировался в области популярной музыки — причем главным образом у рок-музыкантов, поскольку именно в этом жанре коллективное участие является движущим фактором реализации творческого продукта: рок-группа — это “коллективный поэт/песенник” (singer/songwriter) [5, С. 35].
Процесс групповой работы над музыкальным произведением включает в себя два основных этапа: 1) постановку задачи кем-либо из авторов исходной идеи (мелодии, гармонической последовательности и т.д.), и 2) вклад участников проекта в развитие идеи (аранжировка, текст, работа над формой и фактурой произведения). Цель заключается в том, чтобы создать песню или пьесу из базовой заготовки — демонстрационной записи, которую автор предоставляет участникам проекта.
Используя Интернет, в простейшем виде такое сотрудничество можно реализовать в режиме прямого взаимодействия: автор рассылает по скайпу или электронной почте демо- версию своей песни каждому из участников проекта и получает от них дополнительные треки (например, партию вокала, ударных, бас-гитары). В дальнейшем инициатор проекта (автор) импортирует эти аудиофайлы в компьютерную программу, выполняет обработку, редактирование и сведение финальной фонограммы. Такой вариант сотрудничества не требует специализированного программного обеспечения сверх имеющихся у участников проекта компьютерных средств многоканальной записи музыки.
Качественно иной уровень — работа с использованием одной из онлайн-платформ, ориентированных на техническое обеспечение процесса творческого сотрудничества над многоканальным музыкальным проектом. Такая платформа функционирует на основе специализированного программного обеспечения, реализующего высокую степень интерактивности (текстовый, голосовой и видеочат), распределение ролей (автор, соавтор, участник, гость) и уровня доступа к материалам проекта (в соответствии с вышеперечисленными ролями), синхронизацию аудиотреков (музыкальный проект автоматически обновляется, как только один из участников добавил новый трек или внес изменения в существующий), надежное хранение данных (включая возможность восстановления из резервной копии) на стороне владельца Интернет-ресурса, а также доступ к широкой базе музыкантов (т.е. потенциальных партнеров).
// конец ознакомительного фрагмента //
Список литературы:
1. Музыкальное производство: словарь терминов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1000tracks.ru/music-production-glossary-ru/ (дата обращения: 09.10.2018).
2. Степанова Е. Б. Вспоминая Rocket Network [Электронный ресурс].— URL: http://www.1000tracks.ru/vspominaya-rocket-network/ (дата обращения: 09.10.2018).
3. Conger C. What is a virtual band? [Электронный ресурс]. — URL: https://electronics.howstuffworks.com/virtual-band.htm (дата обращения: 09.10.2018).
4. Guastavino C., Lavoie M., Pras A. The impact of technological advances on recording studio practices // Journal of the American society for information science and technology. — 2013, No 64 (3). — P. 612-626.
5. Shuker R. Popular music: the key concepts. — Abingdon: Routledge, 2005.
6. Stepanova E. The Net-based Studio: An analysis of the potential for international collaborative music production: Research report. SAE Institute, Middlesex University (2011); То же, [Электронный ресурс]. — URL: https://isi-vuz.academia.edu/1000tracks (дата обращения: 11.10.2018).
Опубликовано в сборнике REALьный человек в VIRTUALьном мире Материалы Всероссийского научного футурологического конгресса (16 – 17 ноября 2018 года).
Статья в формате pdf доступна по ссылке: https://www.academia.edu/39683722/
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Tags: музыковедение, онлайн-студия