Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » Научные публикации

Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы

Автор: Дата: 17/11/2018 – 04:05

Степанова Елена Борисовна
ORCID: 0000-0003-2072-2943

Аннотация: В статье рассматривается процесс совместной работы над музыкальным проектом в электронную эпоху: история развития технологий, методыколлективной работы, востребованность данного вида творческой активности у музыкантов.
Ключевые слова: музыкальное сотрудничество в Интернете, онлайн-студия, виртуальная студия звукозаписи.

Прошло без малого двадцать лет с тех пор, как у музыкантов впервые появилась возможность использовать средства всемирной сети Интернет для совместной интерактивной работы над музыкальным произведением. В самом начале нового тысячелетия на сервере ResRocket/Rocket Network была реализована технология, обеспечивающая доступ к компонентам аранжировки (инструментовки) и редактирование их в удаленном режиме. Тем самым музыканты, находясь в разных городах, странах (и даже на разных континентах), смогли совместно сочинять песню или инструментальную пьесу, обмениваться творческими идеями в интерактивном формате.

Новый способ работы над музыкальным проектомбыстро завоевал популярность: к 2002 году технология Rocket Network была интегрирована восновные компьютерные программы для создания музыки.“Сетевая студия звукозаписи” была востребована у тех музыкантов и авторов песен, кто специализировался в области популярной музыки — причем главным образом у рок-музыкантов, поскольку именно в этом жанре коллективное участие является движущим фактором реализации творческого продукта: рок-группа — это “коллективный поэт/песенник” (singer/songwriter) [5, С. 35].

Процесс групповой работы над музыкальным произведением включает в себя два основных этапа: 1) постановку задачи кем-либо из авторов исходной идеи (мелодии, гармонической последовательности и т.д.), и 2) вклад участников проекта в развитие идеи (аранжировка, текст, работа над формой и фактурой произведения). Цель заключается в том, чтобы создать песню или пьесу из базовой заготовки — демонстрационной записи, которую автор предоставляет участникам проекта.

Используя Интернет, в простейшем виде такое сотрудничество можно реализовать в режиме прямого взаимодействия: автор рассылает по скайпу или электронной почте демо- версию своей песни каждому из участников проекта и получает от них дополнительные треки (например, партию вокала, ударных, бас-гитары). В дальнейшем инициатор проекта (автор) импортирует эти аудиофайлы в компьютерную программу, выполняет обработку, редактирование и сведение финальной фонограммы. Такой вариант сотрудничества не требует специализированного программного обеспечения сверх имеющихся у участников проекта компьютерных средств многоканальной записи музыки.

Качественно иной уровень — работа с использованием одной из онлайн-платформ, ориентированных на техническое обеспечение процесса творческого сотрудничества над многоканальным музыкальным проектом. Такая платформа функционирует на основе специализированного программного обеспечения, реализующего высокую степень интерактивности (текстовый, голосовой и видеочат), распределение ролей (автор, соавтор, участник, гость) и уровня доступа к материалам проекта (в соответствии с вышеперечисленными ролями), синхронизацию аудиотреков (музыкальный проект автоматически обновляется, как только один из участников добавил новый трек или внес изменения в существующий), надежное хранение данных (включая возможность восстановления из резервной копии) на стороне владельца Интернет-ресурса, а также доступ к широкой базе музыкантов (т.е. потенциальных партнеров).

// конец ознакомительного фрагмента //

Список литературы:

1. Музыкальное производство: словарь терминов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1000tracks.ru/music-production-glossary-ru/ (дата обращения: 09.10.2018).
2. Степанова Е. Б. Вспоминая Rocket Network [Электронный ресурс].— URL: http://www.1000tracks.ru/vspominaya-rocket-network/ (дата обращения: 09.10.2018).
3. Conger C. What is a virtual band? [Электронный ресурс]. — URL: https://electronics.howstuffworks.com/virtual-band.htm (дата обращения: 09.10.2018).
4. Guastavino C., Lavoie M., Pras A. The impact of technological advances on recording studio practices // Journal of the American society for information science and technology. — 2013, No 64 (3). — P. 612-626.
5. Shuker R. Popular music: the key concepts. — Abingdon: Routledge, 2005.
6. Stepanova E. The Net-based Studio: An analysis of the potential for international collaborative music production: Research report. SAE Institute, Middlesex University (2011); То же, [Электронный ресурс]. — URL: https://isi-vuz.academia.edu/1000tracks (дата обращения: 11.10.2018).

Опубликовано в сборнике REALьный человек в VIRTUALьном мире Материалы Всероссийского научного футурологического конгресса (16 – 17 ноября 2018 года).

Статья в формате pdf доступна по ссылке: https://www.academia.edu/39683722/

© Елена Степанова, 2018

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Интервью

Интервью (переводы)

Музыкальные выставки

Научные публикации

Обсуждение в соцсетях:

Tags: ,