Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)

Fairlight CMI, разработанный в 1979 году, был первой музыкальной рабочей станцией с функциями цифрового сэмплирования, графического редактирования волновой формы сигнала (с помощью светового пера), аддитивного синтеза на основе БПФ (быстрое преобразование Фурье*) и программного секвенсера.
В передаче «This Week» телеканала ABC-TV Australia (1980 г.) разработчик Fairlight CMI Пит Вогел (Pete Vogel) демонстрирует возможности инструмента.
Пит Вогел: Для создания звуков используется компьютер, а не струны и эхо, как в традиционных инструментах. Компьютер генерирует нужные нам звуки. Важно то, что музыкант может указать компьютеру: мне нужен вот такой звук, пожалуйста, сделай его для меня. Чтобы облегчить эту задачу, мы создали систему со световым пером, которая позволяет рисовать гармоники, из которых состоит тембр, прямо на компьютерном дисплее.
Ведущий: Это звук, который вычисляется компьютером? Ты можешь показать, как это происходит?
П.В.: То, что мы видим на дисплее, звучит вот так (играет на клавиатуре). Я рисую еще одну кривую поверх остальных. Это будет гармоника, которая наслаивается на имеющиеся. Затем я рисую еще одну, нажимаю кнопку «Compute» на дисплее, и компьютер вычисляет звук. Теперь это звучит иначе. Можно слышать, как гармоники нарастают по мере звучания тембра.
Ведущий: Но если композитору требуется совершенно определенный звук — например, церковный колокол, труба или скрипка — что делать?
П.В.: В этом случае мы просто подключаем микрофон к компьютеру и говорим: компьютер, вот звук, который мне требуется, посмотрим, что ты можешь с ним сделать. Скажем, звук человеческого голоса. Вот изображение звука, который я только что записал. (Играет звуком голоса на клавиатуре.)
Ведущий: О, здорово. А как насчет звуков природы? Например, звук морского прибоя, который композитор может захотеть включить в свою композицию?
П.В.: Вот очень хороший пример. С использованием этой техники мы записали несколько звуков природы, которые можно применять в музыке. Это сделал композитор из Сиднея, который сочиняет музыку для экспериментальной театральной постановки. Ему требовалось следующее: кто-то заваривает чай, и одновременно звучит музыка. Компьютер сейчас загружает эти звуки. Вот сперва льется вода, ложка звенит о край чашки, размешивает сахар, и так далее. Всеми этими звуками можно играть одновременно.
Ведущий: Может ли компьютер играть сам по себе?
П.В.: Конечно. Это еще одна область, где компьютер является хорошим подспорьем. Многие музыканты не умеют играть на клавишных, и я в том числе, поэтому мне пришлось придумать способ, как это делать. Для этой цели разработан специальный язык программирования, который называется Music Composition Language. Музыканту очень легко им пользоваться: он просто печатает ноты, которые компьютер должен сыграть звуком определенного инструмента. Просто печатает буквы «a», «b», «c», «d», и компьютер всё это играет.
* Быстрое преобразование Фурье (БПФ, FFT) — алгоритм ускоренного вычисления дискретного преобразования Фурье.
Перевод Елены Степановой.
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Tags: синтезаторы и клавишные инструменты, электронные музыкальные инструменты