Pro Tools для музыкантов. Часть 1. MIDI и виртуальные синтезаторы
Наш Практикум будет посвящен обзору новых возможностей, реализованных в последней версии Pro Tools LE и ориентированных на музыкантов, аранжировщиков и композиторов. В рамках сегодняшнего урока мы будем говорить о функциях редактирования MIDI-данных и нотной партитуры.
Не секрет, что системы Pro Tools и одноименное программное обеспечение давно стали индустриальным стандартом как в области записи, монтажа и сведения звука, так и в области музыкального производства. Возможности, ранее доступные только счастливчикам, работающим в ведущих мировых студиях звукозаписи, с появлением новой линейки аудио/MIDI-интерфейсов (начиная с 001, Audiomedia III и Mbox), а также версии программы Pro Tools LE, ориентированной на проектные и домашние студии, стали доступны обычным пользователям — музыкантам, аранжировщикам, композиторам и звукорежиссерам, как начинающим, так и профессионалам, работающим со своими проектами и музыкальными идеями.
Тем не менее, те пользователи, кто уже имел опыт работы с музыкальной аранжировкой на компьютере и мог сравнить легкость редактирования MIDI-данных в Pro Tools LE и, скажем, Cubase, Logic или Digital Performer, не спешили менять свой основной аудио/MIDI-секвенсер и переходить на Pro Tools. Аранжировщиков и композиторов прежде всего смущало полное отсутствие функций нотного редактирования, а также достаточно неудобно по сравнению с другими секвенсерами реализованные возможности редактирования MIDI-событий. Такие функциональные ограничения сложились исторически: Logic и Cubase были изначально «заточены» на работу с MIDI, а Pro Tools — на работу с аудио, и поэтому MIDI-функции в этой программе оставались на уровне базовых достаточно длительное время. Специалисты Digidesign справедливо полагали, что этих возможностей вполне достаточно для музыкантов, в основном работающих с аудио, а не с MIDI, и не стремились отбить клиентуру у Steinberg, Emagic и других разработчиков музыкального программного обеспечения.
Однако по мере развития программных синтезаторов стало ясно, что от расширения MIDI-возможностей сверх базового набора (импорт/экспорт MIDI-файлов, транспонирование, изменение длительности нот и т.д.) в Pro Tools выиграют все пользователи, и в течение двух последних лет компания Digidesign всерьез взялась за дело. В седьмой версии Pro Tools последовательно появилось несколько новых инструментов и функций, благодаря которым теперь различие между этой программой и другими популярными аудио/MIDI-секвенсерами по части работы с MIDI практически полностью отсутствует. Кроме того, после многих лет поддержки программных синтезаторов, выпущенных другими разработчиками, Digidesign решилась на мощный марш-бросок и в течение буквально нескольких месяцев снабдила Pro Tools пятью собственными виртуальными синтезаторами и сэмплерами — Xpand!, Hybrid, Velvet, Strike и Structure.
Этот Практикум ориентирован на тех пользователей, кто давно интересовался работой в Pro Tools, но не приступал к изучению этой программы в связи с вышеописанными ограничениями предыдущих версий. Сегодня мы будем говорить о работе с MIDI-треками и аппаратными синтезаторами.
Работа с MIDI
Начнем с простого. У вас в студии имеется внешний синтезатор или звуковой модуль, тембры которого вы хотите использовать в своей песне. Для начала вы собираетесь заложить MIDI-треки, отредактировать их, а затем записать аудио на соответствующие треки в Pro Tools LE. В процессе создания MIDI-аранжировки вам наверняка захочется сэкономить время и закольцевать некоторые фрагменты, чтобы не играть повторяющиеся последовательности нот и не заниматься их копированием вручную. Также, возможно, вы захотите изменить тональность того или иного фрагмента (скажем, выполнить модуляцию из тональности до-мажор в соль-мажор). Именно этот круг обычных для работы аранжировщика задач мы и рассмотрим в данном разделе нашего Практикума.
Вы подключили внешний синтезатор или звуковой модуль к компьютеру через MIDI-интерфейс, скоммутировали аудиовыходы инструмента со входами аудиоинтерфейса, выполнили соответствующие установки MIDI и аудио, в соответствии с которыми компьютер и программа Pro Tools LE будут обмениваться данными с внешними устройствами. Естественно, не забудьте убедиться, что аудио/MIDI-интерфейс подсоединен к компьютеру и его питание включено. Владельцам Firewire-интерфейсов Digi 002, Digi 002R и т.д. следует иметь в виду, что «горячее» подключение к компьютеру, равно как и отключение, крайне нежелательно и может привести к повреждению Firewire-порта на компьютере или аудиоинтерфейсе. Включать такие устройства рекомендуется в следующей последовательности: убедившись, что питание интерфейса выключено, подключить его к компьютеру при помощи Firewire-кабеля и только после этого включать питание (идеально, если это вообще происходит при выключенном компьютере). Выключение следует делать в обратной последовательности: сперва отключается питание интерфейса и только после этого отсоединяется Firewire-кабель. В случае, если вы не возите постоянно свой компьютер и аудиоинтерфейс на репетиционную базу или в другую студию, часто отсоединять кабель вам, скорее всего, вообще не потребуется.
Создание сессии
Ваш следующий шаг — запуск программы Pro Tools LE и создание новой сессии. При запуске Pro Tools LE проверяет соединение с аудиоинтерфейсом, загружает плагины (эффекты и виртуальные синтезаторы, инсталлированные на вашем компьютере и находящиеся в папке Plug-Ins) и выполняет различные установки. Если у вас в системе используются плагины, требующие авторизации при помощи USB-ключа, то перед запуском Pro Tools LE убедитесь, что он вставлен в свободный USB-порт компьютера.

Основные рабочие окна программы Pro Tools LE. Внизу — панель Transport, слева — окно мишерного пульта Mix, слева — окно Edit, в котором происходит работа с аудио- и MIDI-треками
Создание новой сессии происходит путем выбора команды New Session в меню File или при помощи «горячих клавиш» (Command + N на Macintosh, Control + N на PC). Появится диалоговое окно, в котором вам будет предложено ввести название своей сессии. Обратите внимание на то, что по умолчанию вам будет предложено сохранить ее в ту папку, в которую вы сохраняли предыдущую сессию (например, на рабочий стол). Если это вас по каким-то причинам не устраивает, выберите другую папку, которую вам будет легко найти на своем компьютере.
После того, как сессия создана, на жестком диске вашего компьютера в выбранной вами папке образуется папка с названием, соответствующим названию вашей сессии. Внутри нее находится собственно файл сессии (он имеет расширение .ptf), папки Audio Files, Fade Files, MIDI Files, Region Groups и Session File Backups, а также файл WaveCache.wfm, в котором содержатся данные о графическом представлении формы волны аудио. Папки предназначены для хранения соответствующих данных — аудиофайлов, фейдов, MIDI-файлов и т.д. Например, когда вы начнете записывать звук, то созданные в процессе записи аудиофайлы будут автоматически помещены в папку Audio Files. Если в сессии не используются фейды или группы регионов, то соответствующие папки будут автоматически удалены с диска после закрытия сессии и заново созданы при ее открытии.
Эта статья и другие материалы доступны зарегистрированным пользователям учебного раздела сайта. http://student.1000tracks.ru/
Текст Елены Степановой
Журнал: «In/Out — техника в шоу-бизнесе» № 60 (№ 3, 2007)
Рубрика: Нелегкая практика


Tags: Pro Tools (ПО и аппаратные средства), программные синтезаторы