Pro Tools для музыкантов. Часть 2. Аранжировка с Elastic Time
Обновление Pro Tools до версии 7.4, выпущенное осенью 2007 года, открывает перед музыкантами и аранжировщиками самые широкие возможности изменения ритмической структуры аудиолупов в реальном времени. Теперь вы можете использовать в аранжировке лупы, которые имеют темп, радикально отличающийся от темпа песни, и получать великолепные результаты.
Возможности, о которых речь пойдет в нашем сегодняшнем Практикуме, реализованы в Pro Tools 7.4 благодаря новой системе TCE (Time Compression/Expansion), которая получила название Elastic Time. Это мощнейший инструмент анализа темпа и ритмической структуры аудиофайла плюс набор отличных алгоритмов, при помощи которых, собственно, и происходит изменение времени звучания аудиофрагмента. Отныне для пользователя Pro Tools нет никакой разницы, с каким темпом записан, например, фрагмент партии ударных: благодаря Elastic Time он может быть сжат или растянут в восемь раз (или в четыре раза в случае использования плагинов, работающих в реальном времени). Кроме того, аудио теперь можно выравнивать по сетке или в соответствии с любым шаблоном грува, а также свободно изменять его ритмическую структуру путем нескольких простых движений мышью. Фактически, аудио стало абсолютно эластичным, и его можно «деформировать» столь же свободно и гибко, как и MIDI.
В предыдущих версиях Pro Tools для получения аналогичных результатов требовалось предварительно подготовить файл при помощи функции Beat Detective, но с появлением версии 7.4 все вышеописанные процедуры выполняются непосредственно в окнах DigiBase и Edit. Вы просто выбираете нужный луп из библиотеки, его темп и ритмическая структура автоматически анализируются, вы перетаскиваете его в окно Edit, где он устанавливается на трек уже с нужным темпом. Если в каком-то месте песни вы вводите новое значение темпа, то луп здесь автоматически будет растянут или сжат. В тех местах, где вы используете постепенное ускорение или замедление, луп автоматически изменится в соответствии с картой темпа и по-прежнему будет звучать абсолютно ритмично.
Анализ аудиофайла
Доступ к функциям Elastic Time осуществляется в окне Edit и браузере файлов, который вызывается в меню Window > Browsers. Рассмотрим их последовательно.
Откройте в браузере папку, в которой содержатся сэмплерные библиотеки, хранящиеся на жестком диске вашего компьютера. Возле каждого аудиофайла вы видите иконку громкоговорителя, поле, в котором показана форма волны, длительность файла и его тип (колонка Kind). Если аудиофайл представляет собой отрывок с ярко выраженной ритмической структурой и его темп уже проанализирован, то в поле Duration его длительность будет показана в тактах и долях такта, а в поле Kind появится иконка «метроном» зеленого цвета. Это означает, что аудиофайл имеет временную основу Tick. Кроме того, слева от названия файла появится галочка синего цвета, сообщающая о том, что для данного файла выполнен анализ средствами Elastic Time.
Файлы, длительность которых показана в минутах и секундах, обозначен иконкой синего цвета, сообщающей, что временная основа в данном случае — не Tick, а Sample. Если и после анализа средствами Elastic Time временная основа не изменилась, то это означает, что либо данный аудиоматериал не содержит четко выраженного ритма (например, если это звуковой эффект или плавно развивающаяся во времени текстура), либо выбран плагин Elastic Time, не соответствующий типу материала. До тех пор, пока не удастся определить темп и ритмическую структуру аудиофайла, он может использоваться в проекте только как обычный (не «эластичный») регион, и это означает, что изменения темпа не будут влиять на него.
В верхней части окна браузера в Pro Tools7.4 добавлены кнопки и меню, относящиеся к функциям Elastic Time. Обратите внимание на кнопку с иконкой «метроном»: при нажатии на нее (кнопка станет зеленого цвета) вы можете прослушивать сэмплы с соответствии с темпом проекта. Если кнопка не активна, то прослушивание сэмплов происходит с их собственным темпом.
Эта статья и другие материалы доступны зарегистрированным пользователям учебного раздела сайта. http://student.1000tracks.ru/
Текст Елены Степановой
Опубликовано в журнале «In/Out — техника в шоу-бизнесе» № 61 (№ 4, 2007)
Обсуждение в соцсетях:

Tags: Pro Tools (ПО и аппаратные средства), аудио/MIDI-секвенсеры, аудиоредакторы