Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » Научные публикации

Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись

Автор: Дата: 03/10/2018 – 16:04

Степанова Елена Борисовна

Аннотация: В статье идет речь о взглядах канадского пианиста Гленна Гульда (1932-1982) на роль звукозаписи в творческом процессе, сформировавшихся в результате его художественной практики.

Ключевые слова: звукозапись, музыкальная звукорежиссура, звуковые планы, монтаж, творческий процесс, радиодокументалистика, звуковая перспектива, пространственная интерпретация музыкальной партитуры.

Подготовлено для публикации в сборнике XVI международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования».

Искусство во второй половине XX века вошло в новую фазу — технологическую. Этот переход вызвал поистине тектонические сдвиги в процессе производства художественного продукта и поднял несколько серьезных вопросов, наиболее важным из которых является вопрос о роли технологии в творческом процессе: следует ли считать технологию (в том числе технологию звукозаписи) чисто утилитарным средством фиксации произведения искусства, или это интегральная часть творческого процесса?

Канадский философ Маршалл Маклюэн своей книге “Понимание медиа: внешние расширения человека” неоднократно обращается к вопросу взаимодействия художников, музыкантов, кинематографистов с новыми технологиями. Приведем одно из его ключевых утверждений: “Художники, работающие в различных областях искусства, всегда становятся первыми в открытии того, как позволить тому или иному средству коммуникации воспользоваться силой другого или высвободить её” [3].

Это высказывание как нельзя более точно описывает его соотечественника Гленна Гульда — “звукового скульптора”, пианиста-виртуоза, музыканта, внесшего огромный вклад в дело творческого использования электронной среды, изучившего её возможности в качестве “расширения” музыканта, его инструмента, музыкальной партитуры. В статье “Музыка и технология” Гульд утверждал, что технологию нельзя трактовать как нечто нейтральное, считать её чем-то вроде пассивного наблюдателя: “Должны быть задействованы её способности обнажать структуру произведения, анализировать и — может быть, самое главное — идеализировать оказываемое впечатление. Пожалуй, ни в одной из областей применения новых технологий — быть то общие цели и задачи, конкретные технические возможности, либо философские вопросы, с которыми сталкиваются здесь с давних пор теоретики и практики, — нигде эта проблематика не высвечивается так ярко, как в области звукозаписи” [2].

// конец фрагмента текста //

Список литературы:

1. Гленн Гульд в студии [видеофрагменты] // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1000tracks.ru/glenn-gould-personalia-ru/ (15.9.2018).
2. Гульд Г. Избранное. В 2-х кн.: кн.2. — М.: ИД «Классика-XXI», 2006.
3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М., 2003.
4. Gould G. The Prospects of Recording // High Fidelity. — № 16 (April 1966).
5. Theberge P. Counterpoint: Glenn Gould & Marshall McLuhan // Canadian Journal of Political and Social Theory/Revue canadienne de theorie politique et sociale. — 1986, Vol. X, № 1-2.

Анонс статьи на сайте издателя: https://www.internauka.org/conf/philology/xvi#articles

Планируемая дата публикации: 23.10.2018

После публикации статья будет доступна в формате pdf.

UPDATE 23.10.2018: Статья в формате pdf доступна по ссылке: https://www.academia.edu/37629313/Stepanova_Glenn_Gould_Sound_Sculptor.pdf.

© Елена Степанова, 2018

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Интервью

Интервью (переводы)

Музыкальные выставки

Научные публикации

Обсуждение в соцсетях:

Эта статья также доступна на другом языке: Английский

Tags: