Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись

Степанова Елена Борисовна
Аннотация: В статье идет речь о взглядах канадского пианиста Гленна Гульда (1932-1982) на роль звукозаписи в творческом процессе, сформировавшихся в результате его художественной практики.
Ключевые слова: звукозапись, музыкальная звукорежиссура, звуковые планы, монтаж, творческий процесс, радиодокументалистика, звуковая перспектива, пространственная интерпретация музыкальной партитуры.
Подготовлено для публикации в сборнике XVI международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования».
Искусство во второй половине XX века вошло в новую фазу — технологическую. Этот переход вызвал поистине тектонические сдвиги в процессе производства художественного продукта и поднял несколько серьезных вопросов, наиболее важным из которых является вопрос о роли технологии в творческом процессе: следует ли считать технологию (в том числе технологию звукозаписи) чисто утилитарным средством фиксации произведения искусства, или это интегральная часть творческого процесса?
Канадский философ Маршалл Маклюэн своей книге “Понимание медиа: внешние расширения человека” неоднократно обращается к вопросу взаимодействия художников, музыкантов, кинематографистов с новыми технологиями. Приведем одно из его ключевых утверждений: “Художники, работающие в различных областях искусства, всегда становятся первыми в открытии того, как позволить тому или иному средству коммуникации воспользоваться силой другого или высвободить её” [3].
Это высказывание как нельзя более точно описывает его соотечественника Гленна Гульда — “звукового скульптора”, пианиста-виртуоза, музыканта, внесшего огромный вклад в дело творческого использования электронной среды, изучившего её возможности в качестве “расширения” музыканта, его инструмента, музыкальной партитуры. В статье “Музыка и технология” Гульд утверждал, что технологию нельзя трактовать как нечто нейтральное, считать её чем-то вроде пассивного наблюдателя: “Должны быть задействованы её способности обнажать структуру произведения, анализировать и — может быть, самое главное — идеализировать оказываемое впечатление. Пожалуй, ни в одной из областей применения новых технологий — быть то общие цели и задачи, конкретные технические возможности, либо философские вопросы, с которыми сталкиваются здесь с давних пор теоретики и практики, — нигде эта проблематика не высвечивается так ярко, как в области звукозаписи” [2].
// конец фрагмента текста //
Список литературы:
1. Гленн Гульд в студии [видеофрагменты] // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1000tracks.ru/glenn-gould-personalia-ru/ (15.9.2018).
2. Гульд Г. Избранное. В 2-х кн.: кн.2. — М.: ИД «Классика-XXI», 2006.
3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М., 2003.
4. Gould G. The Prospects of Recording // High Fidelity. — № 16 (April 1966).
5. Theberge P. Counterpoint: Glenn Gould & Marshall McLuhan // Canadian Journal of Political and Social Theory/Revue canadienne de theorie politique et sociale. — 1986, Vol. X, № 1-2.
Анонс статьи на сайте издателя: https://www.internauka.org/conf/philology/xvi#articles
Планируемая дата публикации: 23.10.2018
После публикации статья будет доступна в формате pdf.
UPDATE 23.10.2018: Статья в формате pdf доступна по ссылке: https://www.academia.edu/37629313/Stepanova_Glenn_Gould_Sound_Sculptor.pdf.
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Эта статья также доступна на другом языке: Английский
Tags: музыковедение