Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » журнал "Радио", История музыкальных технологий, Музыка и музыканты, Обзоры и статьи, Персоналии

Терменвокс: прошлое, настоящее и будущее [к статье Л. Королева «Миниатюрный терменвокс»]

Автор: Дата: 01/01/2009 – 05:24

Среди музыкальных инструментов, изобретенных человеком, терменвокс, безусловно, один из самых трудных в освоении. Пытаясь сыграть на нем что-либо, любой музыкант, не прошедший серьезной подготовки, будет неизбежно фальшивить, поскольку перед ним нет ни грифа, ни клавиатуры, и он не видит, где и как в пространстве между его рукой и штырем управления инструмента расположены ноты, которые ему необходимо воспроизвести. Играя на терменвоксе, приходится ориентироваться только на слух и пытаться постоянно подчинять себе малейшие изменения электрического поля. Фактически, нужно жить в этом поле и им управлять, только тогда получишь волшебный, волнующий звук. Но чтобы его добиться, требуется быть Настоящим Музыкантом.

Курьезно, но в тридцатые годы прошлого столетия терменвокс рекламировали как инструмент, на котором может научиться играть чуть ли не любая домохозяйка. Столь смелое заявление было маркетинговым ходом компании RCA, выпускавшей терменвоксы серийно. Не будем также забывать и о том, что в те времена — в двадцатые годы прошлого века — музыкальная индустрия только начинала испытывать на себе те изменения, которые полностью захлестнут ее несколько десятилетий спустя. Речь идет о нашествии электронной музыки и всего, что с этим связано.

Время было революционное, веяния его волновали многие умы и на капиталистическом Западе. О грядущей электронной революции мечтали, видели ее зачатки и приветствовали их. Среди тех, кто уделял внимание новым технологиям, нходились и владельцы кафе и ресторанов, директоры киноконцернов, которым развитие радиоэлектроники и появление новых музыкальных инструментов могло принести серьезный доход. Ведь до тех пор музыка, звучавшая в кафе или в саундтреках новых (звуковых) кинофильмов, исполнялась живыми музыкантами. Стремясь сократить расходы на содержание «живой музыки» в качестве обязательного компонента своего заведения, владельцы кафе с интересом прислушивались к разговорам о том, что один или два электронных музыкальных инструмента могут с успехом заменить целый оркестр.

Однако вскоре стало ясно, что терменвокс для этой роли вряд ли подходил. На нем было действительно трудно играть, и во всем мире не нашлось ни одной домохозяйки, которая смогла справиться с этой сложнейшей задачей — извлекать звук из воздуха, не фальшивя, играть красиво, как того заслуживал завораживающий звук инструмента, со всеми нюансами, как того требуют великие музыкальные произведения.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что многим людям, интересующимся терменвоксом, он известен, в первую очередь, как устройство для получения странных акустических эффектов, а не как полноценный (пусть и одноголосный) музыкальный инструмент. Кое-кто даже считает, что у терменвокса нет иного будущего, кроме как служить в качестве источника таинственных или пугающих «завываний», которые годятся разве что в научно-фантастический фильм.

Лев Термен, однако, имел основания верить в свое детище. Волшебный звук, равно как и необычность способа звукоизвлечения, до сих пор заставляют вступать в ряды терменвоксистов самых разных музыкантов по всему миру. И прежде чем говорить о некоторых наиболее известных из них, необходимо отдать должное самой первой исполнительнице — знаменитой Кларе Рокмор.

Она была настоящим виртуозом. В ее руках терменвокс обретал способность петь, как голос, скрипка, виолончель. «Голая синусоида» получала настоящую экспрессию, становилась живой и страстной. Кларе Рокмор удалось достичь самого полного контроля над этим своенравным инструментом, и, вероятно, именно поэтому Лев Термен так верил в будущее терменвокса. Кто-то из современных музыкантов сказал о Кларе: «Она была Джими Хендриксом терменвокса», и это абсолютная правда.

Слава Клары Рокмор пришлась на третье-четвертое десятилетие XX века. Она в основном исполняла классические произведения, в том числе «Лебедь» Сен-Санса, «Хабанера» Мориса Равеля и т.д. Остается только пожалеть, что в ее время еще не было любительских видеокамер, поэтому единственное, что досталось потомкам и последователям — несколько записей плюс фильм, снятый в конце 60-х годов, когда Роберт Муг, знаменитый в будущем изобретатель синтезаторов, занимался разработкой и серийным выпуском терменвоксов на основе конструкции Льва Термена и стремился возродить славу Клары Рокмор и инструмента, на котором она играла. Некоторые видеофрагменты с участием Клары Рокмор можно посмотреть на сайте www.1000tracks.ru/termenvox.

В числе известных терменвоксистов наших дней отметим Памелию Курстин (Pamelia Kurstin), имеющую джазовое образование и выступающую как сольная артистка со своим оркестром терменвоксов. Она использует электронные педали для закольцовывания звуков и создает многослойные звуковые текстуры на основе тембра терменвокса.

На Западе распространены в основном модели терменвокса, на которых музыканты играют стоя. Эти инструменты имеют два внешних органа управления петлевой (или другой) формы. В России же более широкое развитие получила несколько иная конструкция, появившаяся на свет благодаря российскому виртуозу-исполнителю Константину Ковальскому. Профессиональный музыкант, он учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу виолончели и с 1928 года имел официальный статус «солист на терменвоксе».

В сотрудничестве с техническими специалистами им была разработана модель инструмента с одним органом штыревой формы для управления высотой звука. Варьирование громкости выполнялось с помощью кнопочного пульта-манипулятора. Этот инструмент, предназначенный для игры сидя, предоставил музыканту гораздо более широкие исполнительские возможности.

Ковальский с блеском исполнял сложные музыкальные произведения различных жанров, озвучивал на терменвоксе кинофильмы, сотрудничал в 60-е и 70-е годы с ансамблем электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио и телевидения под управлением В. Мещерина. В 1969 год записана пластинка с композицией «Фантазия на перуанские темы», в которой Ковальский исполнил вариации на темы песен популярной в 50-х годах певицы Имы Сумак.

Наша соотечественница Лидия Кавина исполняет как классические, так и экспериментальные произведения. Она написала музыку для концерта и балета, в которых терменвокс исполняет ведущие партии. Нельзя не упомянуть знаменитого французского музыканта-электронщика Жана-Мишеля Жарра, чье соло на терменвоксе на альбоме «Oxygene» хорошо знакомо поклонникам его творчества. Это только самые известные имена, а всю армию терменвоксистов (музыкантов, играющих на терменвоксе) никто и не берется сосчитать.

При Московской консерватории работает Термен-центр, объединяющий многих отечественных музыкантов-экспериментаторов. Известные западные рок-группы, от Pink Floyd и Led Zeppelin до Portishead и Rammstein, использовали терменвокс в своих композициях. Ежегодно в Европе и Америке проводятся фестивали и слеты терменвоксистов. Например, в сентябре 2008 года в Германии прошел европейский фестиваль «Without Touch 2.0!», в котором участвовали как профессиональные музыканты, так и любители. Наиболее интересные видеоэпизоды, в которых можно увидеть и услышать вышеперечисленных артистов, собраны на сайте www.1000tracks.ru/termenvox.

Елена Степанова

Журнал: «Радио», №1, 2009 год

Рубрика: Электромузыкальные инструменты


© Елена Степанова, 2009

Обсуждение в соцсетях:

Эта статья также доступна на другом языке: Английский

Tags: , ,