Научные публикации
Обзоры и статьи

Обзоры аудиооборудования и программного обеспечения, тест-драйвы, статьи

История музыкальных технологий

Легендарные инструменты и их создатели

Музыка и музыканты

О музыке и музыкантах с точки зрения технологии и творчества

Музыкальные выставки
Главная » Архив учебных курсов, История музыкальных технологий

Векторный синтез

Автор: Дата: 05/01/2020 – 11:16

В традиционном субтрактивном аналоговом синтезе два или более сигналов (звуковых волн), генерируемых модулем осциллятора, суммируются модулем микшера, в результате чего создается сложный тембр. Но такой тембр статичен, и для придания ему динамики, “характера” используются различные средства — например, широтно-импульсная модуляция (ШИМ) или эффект “развертки” (sweep). В других случаях могут применяться модули фильтра и усилителя, сигнал с выхода которых, в свою очередь, можно модулировать генераторами огибающей, LFO (генератором низкой частоты) и т.д.

Идея управления тембром более интуитивным, более гибким способом была востребована музыкантами с начала «синтезаторных» времен, и инженеры компании Sequential в 1986 году разработали метод векторного синтеза (VS, vector synthesis), реализовав его в синтезаторе Prophet VS. Впоследствии эта концепция использовалась в Yamaha SY22/TG33 и Korg Wavestation.

Метод работает на основе четырех волновых форм и модуля микшера, который смешивает эти волны динамически, в реальном времени. Управление уровнем громкости каждого осциллятора происходит с помощью джойстика. Векторный синтез позволяет получить разнообразные, богатые гармониками тембры, и управлять характеристиками звука в реальном времени.

Один синтезаторный голос в Prophet VS состоит из четырех базовых волн, назначенных на противоположные полюса плоскости в прямоугольной системе координат. Каждый полюс соответствует одному из осцилляторов синтезатора. Положение джойстика определяет положение точки суммирования на оси X/Y. Если джойстик находится в центральном положении, сигналы с выхода всех четырех осцилляторов будут слышны в равной пропорции. По мере удаления от центра в сторону одного из осцилляторов волна, назначенная на него, начинает звучать громче. В крайних положениях (точки A, B, C или D) слышна только одна из волн, в промежуточных, в зависимости от дальности от центра, звучит микс двух и более волн. Таким образом, каждая точка микширования создает уникальную комбинацию нескольких волновых форм.

Рис. 1. Векторный синтез: пример траектории перемещения точки суммирования волн (слева); траектория движения джойстика (справа).

Пользовательские волны можно сохранять в ОЗУ инструмента и назначать их на любой осциллятор, тем самым продолжая процесс создания новых тембров. В Prophet VS было доступно 128 волновых форм, в том числе 96 фабричных и 32 пользовательских.

С помощью джойстика можно перемещать точку суммирования волн по простой или сложной траектории, делать это с различной скоростью, спонтанно или продуманно. Добавим, что точку суммирования в Prophet VS можно модулировать не только с помощью джойстика, но и используя клавиатуру, параметры velocity (скорость нажатия на клавишу) или pressure (сила нажатия), а также с помощью LFO или генератора огибающей.

Список литературы:

1. Jungleib, S. Introduction to Vector Synthesis // Electronic Musician. — 1986, N 11 (November). — P. 53–54.

Наглядная демонстрация того, как работает и звучит векторный синтез (Prophet VS):

Векторный синтез в звуковом модуле Yamaha TG33:

© Елена Степанова, 2020

Об авторе

Краткая информация
Елена Степанова — звукорежиссер, музыкант, автор статей и учебных материалов по звукорежиссуре, музыкальной аранжировке и композиции, истории музыкальных технологий.

Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".

Author profile [English]

Elena Stepanova is a sound producer, musician, author of articles on sound engineering, musical arrangement and composition, history of musical technology.

For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.

Интервью

Интервью (переводы)

Музыкальные выставки

Научные публикации

Обсуждение в соцсетях:

Tags: ,