Векторный синтез

В традиционном субтрактивном аналоговом синтезе два или более сигналов (звуковых волн), генерируемых модулем осциллятора, суммируются модулем микшера, в результате чего создается сложный тембр. Но такой тембр статичен, и для придания ему динамики, “характера” используются различные средства — например, широтно-импульсная модуляция (ШИМ) или эффект “развертки” (sweep). В других случаях могут применяться модули фильтра и усилителя, сигнал с выхода которых, в свою очередь, можно модулировать генераторами огибающей, LFO (генератором низкой частоты) и т.д.
Идея управления тембром более интуитивным, более гибким способом была востребована музыкантами с начала «синтезаторных» времен, и инженеры компании Sequential в 1986 году разработали метод векторного синтеза (VS, vector synthesis), реализовав его в синтезаторе Prophet VS. Впоследствии эта концепция использовалась в Yamaha SY22/TG33 и Korg Wavestation.
Метод работает на основе четырех волновых форм и модуля микшера, который смешивает эти волны динамически, в реальном времени. Управление уровнем громкости каждого осциллятора происходит с помощью джойстика. Векторный синтез позволяет получить разнообразные, богатые гармониками тембры, и управлять характеристиками звука в реальном времени.
Один синтезаторный голос в Prophet VS состоит из четырех базовых волн, назначенных на противоположные полюса плоскости в прямоугольной системе координат. Каждый полюс соответствует одному из осцилляторов синтезатора. Положение джойстика определяет положение точки суммирования на оси X/Y. Если джойстик находится в центральном положении, сигналы с выхода всех четырех осцилляторов будут слышны в равной пропорции. По мере удаления от центра в сторону одного из осцилляторов волна, назначенная на него, начинает звучать громче. В крайних положениях (точки A, B, C или D) слышна только одна из волн, в промежуточных, в зависимости от дальности от центра, звучит микс двух и более волн. Таким образом, каждая точка микширования создает уникальную комбинацию нескольких волновых форм.

Рис. 1. Векторный синтез: пример траектории перемещения точки суммирования волн (слева); траектория движения джойстика (справа).
Пользовательские волны можно сохранять в ОЗУ инструмента и назначать их на любой осциллятор, тем самым продолжая процесс создания новых тембров. В Prophet VS было доступно 128 волновых форм, в том числе 96 фабричных и 32 пользовательских.
С помощью джойстика можно перемещать точку суммирования волн по простой или сложной траектории, делать это с различной скоростью, спонтанно или продуманно. Добавим, что точку суммирования в Prophet VS можно модулировать не только с помощью джойстика, но и используя клавиатуру, параметры velocity (скорость нажатия на клавишу) или pressure (сила нажатия), а также с помощью LFO или генератора огибающей.
Список литературы:
1. Jungleib, S. Introduction to Vector Synthesis // Electronic Musician. — 1986, N 11 (November). — P. 53–54.
Наглядная демонстрация того, как работает и звучит векторный синтез (Prophet VS):
Векторный синтез в звуковом модуле Yamaha TG33:
Об авторе
Подробная информация и форма обратной связи — в разделе "О сайте".
Author profile [English]
For more information and contact form, please check the "About 1000 Tracks" section.
Интервью
Интервью (переводы)
- Дейв Смит, "крестный отец" MIDI (интервью 1997 г.)
- Брайан Ино: об электронных звуках и синтезаторах (интервью 1983 г.)
- К 50-летию модульного синтезатора Moog (документальный фильм)
- Пит Вогел (Pete Vogel), Fairlight CMI (интервью 1980 г.)
- Жан-Мишель Жарр (интервью 1979 г., фрагмент)
Музыкальные выставки
- Musikmesse 2006: Праздник музыки и электроники
- Musikmesse 2006: новинки программного обеспечения
- Musikmesse 2006: синтезаторы
- Musikmesse 2012: видеосюжеты
- NAMM Musikmesse Russia 2012: картинки с выставки
- Frankfurt Musikmesse 2012: музыка на связи
- Новинки Musikmesse 2014
- NAMM 2020: видеосюжеты
- NAMM 2020: синтезаторы
Научные публикации
- Сценическое мульмедийное шоу: от Вагнера до наших дней
- Теория творческих медиа (1): общие комментарии
- Теория творческих медиа (2): киберпространство и киберкультура
- Стилевые особенности британского музыкального андеграунда 1960-х годов
- Философия Маршалла Маклюэна и творчество Гленна Гульда: точки пересечения
- Звуковая палитра электронной музыки: краткий исторический очерк
- Саунд-скульптор: взгляды Гленна Гульда на звукозапись
- Музыкальное сотрудничество в Интернете: история и перспективы
- Композиционные средства электронной музыки (рецензия)


Tags: Sequential (компания), синтезаторы и клавишные инструменты